Живая крепость. Иммунитет 1
Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, - Тихо все. Одно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой. Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. Отрывок из произведения А. С. Пушкина Пир во время чумы Чума- «черная смерть» (унесла жизни 100 млн.человек). Оспа- «черная оспа» (умерли 400 млн. человек). Холера- (зарегистрировано 6 эпидемий). Грипп – эпидемии являются причиной смерти сотен тысяч людей. 2
Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Почему? Организм человека – «живая крепость»: 1. Кожа и слизистые оболочки – первый естественный барьер. 2. Иммунитет – второй барьер на пути возбудителей болезни. 3
Иммунитет - способность организма Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них. избавляться от них. ИММУНИТЕТ ИММУНИТЕТ клеточныйгуморальный фагоцитыантитела 4
Иммунная система человека объединяет органы и объединяет органы и клетки, защищающие клетки, защищающие организм от заболеваний. организм от заболеваний. Органы – костный мозг, Органы – костный мозг, селезенка, миндалины, селезенка, миндалины, лимфатические узлы и лимфатические узлы и тимус. тимус. Клетки – лейкоциты. Клетки – лейкоциты. 5 Какова роль лейкоцитов в иммунитете?
Виды лейкоцитов Название лейкоцитов Свойства лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) обладают памятью и могут помнить антигены и образовывать необходимые антитела Сбор клеток на борьбу с антигеном В-лимфоциты Лимфоциты 6
Виды лейкоцитов Название лейкоцитов Свойства лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги)Способны образовывать ложноножки и передвигаться Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Т-лимфоцитыобладают памятью и могут помнить антигены и образовывать необходимые антитела Сбор клеток на борьбу с антигеном В-лимфоцитыВырабатывают антитела Лимфоциты 7
Иммунология – Иммунология – наука об иммунитете И.И.Мечников Ученые - иммунологи 8
Фагоцитоз Фагоцитоз- Фагоцитоз- процесс захвата и перевариванияпроцесс чужеродных веществ.
Иммунология – Иммунология – наука об иммунитете И.И.Мечников П. Эрлих Ученые - иммунологи 10
Т-лимфоциты 11
12 Ученые - иммунологи Э. Дженнер
13 Получение вакцины натуральной оспы
14 Ученые - иммунологи Э. Дженнер Л. Пастер
Естественный ЕстественныйИскусственный ВрожденныйПриобретенныйАктивныйПассивный Вакцина Вакцина Лечебная Лечебная сыворотка сыворотка Пассивный Пассивный Активный Активный 15
16 Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна); наркотики, недостаток сна); неправильное питание; неправильное питание; стрессы; стрессы; загрязненная окружающая среда; загрязненная окружающая среда; тяжелые физические и умственные нагрузки; тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают которые ослабляют организм и истощают иммунную систему. иммунную систему.
17 Аллергия – состояние повышенной чуствительности организма. СПИД - синдром иммунодефицита Грипп – вирусное инфекционное заболевание, вызывающее серьезные осложнения. ЗАБОЛЕВАНИЯ, связанные с ослаблением или нарушением иммунитета: Вирус СПИДа
Выводы: 18 От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры. Внутренний механизм защиты – иммунитет. В формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны. В ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.
19 Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом Способ приобретенияВид иммунитета 1 передается по наследству естественный А искусственный В 2 возникает под действием вакцины 3 формируется после перенесенной болезни 4 врожденный 5 возникает при введении лечебной сыворотки А В А А В
20 В подготовке презентации использованы: 1. Образовательный комплекс. Биология. Человек. 2. Ресурсы Интернет (все фотографии, рисунки) 3. Репродукция И.Фейзулина «Воспоминания об Эдгаре По. Чума». 4. А.С.Пушкин «Пир во время чумы». 5. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология.Человек 6. Биологический энциклопедический словарь. 7. Викепедия – свободная энциклопедия. 8. Информационно-образовательные ресурсы по биологии. Автор Карунина Н.Н. учитель биологии МОУ средняя школа 6 г. Кинешма