Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я? Гораций
Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии.
До 1 года – круг общения составляют «мама – папа»
В 1-3 года семейное сообщество расширяется: мама – папа – другие родственники
3-7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток
7-11 лет – учебная группа – класс начальной школы
11-17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые).
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой
Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно- полезной целью и деятельностью.
Ваши коллективы Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки- дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни. Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга. Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам. Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки». Дружеские компании.
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки. Личность в коллективе: самостоятельная гибкая конформистная
Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию – вы самостоятельный, независимый человек.
Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению – это характеризует гибкого, контактного человека.
Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом – согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.
Как не стать конформистом Наблюдайте – поведение каждого члена группы и сообщества в целом. Думайте – к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы. Планируйте – свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей. Действуйте – соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции. Оценивайте – эффективность ваших действий. Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.
Упражнение «Я – в коллективе» Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе): 1. меня удовлетворяет мое положение в коллективе 2. чувствую себя членом команды 3. у меня много друзей 4. меня ценят в коллективе 5. у меня есть чувство «мы» 6. чувствую за собой защиту коллектива
Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные. В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус.
Социометрия Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе. Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый – на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы.
Вся наша жизнь – это хождение по коллективам. А. Петровский, доктор психологических наук.
Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. И. Гете.
Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. Ф. Ларошфуко.
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Л.Н. Толстой.