Источник: АКВАТОРИЯ ПОРТА Подходные каналы (их виды, параметры). Входной (внешний) рейд, входные ворота. Акватория (операционная, внутр. рейды, внутр. судовые ходы). Маневрирование на операц. акватории, радиус, ширина, площадь. Параметры рейдов, варианты постановки судна на рейде.
Вход в порт должен быть удобным и безопасным для прохода судов. Через вход не должны проникать волны, опасные для эксплуатации судов на акватории и у причалов. α 2 = º α 1 > 30º
Отражение волн от оградительных сооружений: 1 исходные волны; 2 волны, отраженные от внешней грани мола; З зона толчеи; 4 волны. отраженные от внутренней грани мола Расположение входа в порт α 1 > 30º α 2 = º Опасны отраженные волны, проникающие в глубину акватории и вызывающие толчею во входе или бассейнах порта. Для борьбы с этим явлением оказываются полезными поперечные буны.
При наличии интенсивных потоков наносов должны быть учтены требования предохранения от заносимости подходных каналов.
Если волнение и ветер могут значительно менять направление, целесообразно устраивать два или несколько входов в порт. Второй вход облегчает маневрирование судов. Иногда входы имеют разные размеры и предназначаются для судов разного тоннажа. От числа входов зависит судооборот порта. Приближенно считают, что на вход и выход требуется 2ч. Соответственно пропускная способность входа составляет порядка 400 судов в месяц. Она может быть значительно повышена при хорошем оснащении порта буксирами и. четкой их работе. Вход в порт размещают в наиболее глубоководной части в наибольшем удалении от берега. Судно при входе в порт должно двигаться прямолинейно и лишь после захода на защищенную акваторию может совершать поворот.
Расположение разворотного места перед входом в узкий бассейн: При фронтальном расположении причалов ширина примыкающей акватории:
Рейдовые причалы со швартовкой судна за несколько точек: а постановка судна на четыре якоря; б швартовка судна к нескольким буям; в постановка у палов; г стационарный рейдовый причал
Схема акватории речного порта: 1 судовой ход; 2 водные подходы; 3 участки рейда: 4 акватория причалов. 5 причал Проектная глубина у причалов: Н пр = Т + Z 1 + Z 2 + Z 3 + Z 4 + Z 5 Т – осадка расчётного судна; Z 1 – навигационный запас; Z 2 = 0,3 м – запас на дифферент; Z 3 = 0,3 h в - Z 1 – волновой запас; Z 4 – запас на сгон воды; Z 5 – запас на заносимость.
Схема рейда для речных сухогрузных судов: 1 буй; 2 секущие створы (границы рейда); граница судоходных глубин; 4 транспортное судно; 5 рейдовый причал: 6 граница судового хода; 7 судовой ход