Выполнила: Емельянова Ольга, ученица 10 «А» класса Руководитель: Гаранина Е.Н., учитель рус. языка и литературы
Содержание Основополагающий вопрос Цели и задачи Проблема Гипотеза Что такое скороговорка? Немного истории Результаты опроса Упражнения для работы над дикцией Рекомендации Вывод Список ресурсов Об авторе Содержание
Основополагающий вопрос Нужна ли человеку качественная устная речь? Необходимо ли использовать скороговорки в современной речи? Зачем?
Цели и задачи Выяснить, что такое скороговорка, знают ли их взрослые и дети Провести опрос Подготовить материал для обучения качественной устной речи Помочь обучающимся в постановке правильной дикции
Проблема В устной речи звуки обычно произносятся нечётко, концы слов и особенно фраз проглатываются, произношение многих слов настолько упрощается, что выпадают целые слоги Школьники не используют в своей речи скороговорки, так как не знают, зачем они нужны
Гипотеза Мы утверждаем, что частое использование скороговорок, делает нашу речь более качественной, образной, эмоциональной. Мы увидим человека, свободно владеющего своим голосом, умеющего изменять темп, громкость, высоту, обладающего хорошей дикцией Появится человек, обладающий чётким и ясным произношением
Что такое скороговорка? 1. Быстрая речь. 2. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариемая шуточная прибаутка. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.)
Немного истории Как появились некоторые скороговорки и что они означали? Для чего предназначались? Например, на дворе - трава, на траве - дрова. Эта поговорка, как и все рифмованные является авторской, но информация о ее создателе со временем утратилась и она стала считаться народной. Известно только, что она была создана в XIII веке и со временем приобрела окончание: «не руби дрова на траве двора, не руби дрова – пропадет трава»
Результаты опроса Знаете ли вы скороговорки? Нами были опрошены дети, школьники (4-10 лет) и взрослые( учителя, родители).Оказалось, что взрослые знают немного больше скороговорок, чем дети, и только самые простые.
Результаты опроса Часто ли вы используете скороговорки? Взрослые и дети редко используют скороговорки, так как считают их неактуальными и мало их знают.
Результаты опроса Считаете ли вы, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию? Почти все согласны, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию, но не обращают на это внимание.
ЗВУКИ [Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, X] Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Ткёт ткач ткани на платок Тане. Водовоз вёз воду из-под водопровода. В один, Клим, клин колоти. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
ЗВУКИ [Р, Л,М, Н] Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилось. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
ЗВУКИ [С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ Ц] Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселись сами. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Упражнения для работы над дикцией Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам Выберите из списка короткие скороговорки Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее
Упражнения для работы над дикцией Выберите скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз
Рекомендации Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по скороговорок, медленно, чётко проговаривая все звуки. При произношении гласных больше открывайте рот Учитесь произносить слова чётко и ясно!
Вывод Наша гипотеза оказалась верна. Если постоянно пользоваться скороговорками, то: Наша речь станет более качественной, образной, эмоциональной Мы увидим человека, свободно владеющего своим голосом, умеющего изменять темп, громкость, высоту, облада- ющего хорошей дикцией Появится человек, обладаю- щий чётким и ясным произношением
Список ресурсов Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г. telecom.ru/Seans/Kvant/1985/05/fiziki_-_frontu.ru ie_korablej_v_go.htm
Об авторе Емельянова Ольга Увлекаюсь парусным спортом и фото дизайном Любимые предметы: физика, русский язык, геометрия, информатика =)