Экологическое воспитание дошкольников - это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
МДОУ 81 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок» Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский
Дошкольное детство
Игры, эксперименты, наблюдения, опыты, рисование.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой
Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Я И ПРИРОДА»
Чувственное восприятие
Трудовые поручения
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как: познавательный (формирование представлений о мире природы), перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
ЦЕЛЬ проекта: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение
Задачи проекта: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- дошкольника в условиях крайнего севера; развитие познавательного интереса к миру природы, чувства эмпатии к объектам природы; формирование первоначального умения и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Основные принципы реализации проекта по экологическому воспитанию Принцип научности Принцип доступности Принцип гуманистичности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип системности Принцип регионализма
Этапы реализации проекта: I. Организационный (август-сентябрь 2006г.) II. Внедренческий (октябрь 2006г. – май 2008г.) III. Результативный (июнь – август 2008г.)
Участники проекта Дети МДОУ 81 «Центра развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники государственного природного заповедника «Большой Арктический». Дети МДОУ 81 «Центра развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники государственного природного заповедника «Большой Арктический».
Направление работы по реализации проекта Направление работы по реализации проекта проект Издание информационно- методического материала Связь с социумом Взаимодействие с родителями Развивающая среда группы, ДОУ Кружковая работа Цикл познавательных занятий с детьми
Изобразитель ная деятельность Эксперименты Экологическая культура Чтение Наблюдения Физическая деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Трудовая деятельность Конструиров ание Театральная деятельность Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка
Творчество детей
мироздание водавоздух солнце песок глина камни сезоны обитатели уголка природы перелётные и зимующие птицы растения дикие и домашние животные лес комнатные растения тропический лес пруд, озеро, река море луг как человек использует природу как человек охраняет природу степь тайга Человек и природа край, в котором я живу
«Край, в котором я живу»
Экологический кружок «Юный натуралист» Цель: Формирование экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности Задачи: формирование навыков опытно- экспериментальной деятельности; развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности; развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
Экспериментальная деятельность
Экспериментирование
Заседание учёного совета научного общества дошкольников
Экологическое образование родителей
Из результатов проведенного предварительного анкетирования, опросов родителей следует, что наиболее значимой информацией является: данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива; данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива; правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); требования к экологии жилища; требования к экологии жилища; роль комнатных, лекарственных, пищевых растений; роль комнатных, лекарственных, пищевых растений; выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка; содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка; развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования; развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования; информация, получаемая от самого ребёнка о занятиях в детском саду. информация, получаемая от самого ребёнка о занятиях в детском саду.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ консультации для родителей, консультации для родителей, родительские собрания, родительские собрания, беседы, беседы, тематические выставки, тематические выставки, смотры-конкурсы, смотры-конкурсы, анкетирование, анкетирование, развлечения, развлечения, праздники, праздники, конкурсы. конкурсы.
Экологизация развивающей среды групп, ДОУ
Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей предметной среды в группе, ДОУ являются: Безопасность жизни и здоровья детей.Безопасность жизни и здоровья детей. Развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей.Развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей. Информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей).Информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей). Новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес).Новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес). Эстетика организации среды.Эстетика организации среды. Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.
Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы: комнатные растения, растительные объекты, объекты животного мира, лабораторный материал, календарь природы, макеты, музейные и коллекционные материалы, полка книг, модели, схемы и другой дидактический материал,
Познавательно-экологический центр в МДОУ «Лукоморье» Познавательно-экологический центр в МДОУ «Лукоморье»
Сотрудничество с социальными институтами города
«Лицей для малышей»
«Природа Таймыра»
Информационно – методический материал
Результативность: Создание экологической среды; Разработка диагностического инструментария. Создание научного общества дошкольников ДОУ; Систематизация информационно – методического материала по экологическому воспитанию.