КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РАЗДЕЛ 1 РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Западной Европы: -раннее Средневековье V-XI века - зрелое (романское) Средневековье XI-XII века - позднее (готическое) Средневековье XII-XVвека
Раздел1 Раннее Средневековье V-XI века
СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи в V веке и почти до XV века. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ -Стремление к универсализму, обобщённости. -Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов -Столкновение христианских идей и языческих представлений -Развитие религиозной, светской и народной культур - Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда - Выражение жизненных позиций через систему условностей, символов, аллегорий -Обращение к внутреннему миру человека. Восприятие души и тела как двух противоположных начал. -Господство религиозного мировоззрения
В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный. В центре христианства находится личность Иисуса Христа – и человека, и божества
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Римские катакомбы – христианские храмы раннего средневековья
ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА Голубь Любимый символический знак римских катакомб голубь с оливковой ветвью. Голубь птица, часто упоминающаяся в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Кроме того, голубь символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении. Голубь с оливковой ветвью вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды. Этот символ присутствует на многих памятниках христианского искусства.
Виноградная лоза Виноградник всегда считался символом Палестины как земли, которую Бог подарил своему народу, а также народа Божьего, церкви. Иисус Христос называл себя «истинной виноградной лозой», а Бога-отца Виноградарем. Хлеб и виноградное вино служат символами тела и крови Христовых.
Феникс Волшебная птица, которая, согласно египетской легенде, рассказанной Геродотом, умирает один раз в 500 лет, сжигая себя на жертвенном огне, и каждый раз вновь возрождается из пепла. В христианстве возрождающийся из пепла Феникс служил символом грядущего возрождения мертвых. Христианский писатель Лактанций, живший при императоре Диоклетиане (III в.), написал поэму «Птица Феникс», в которой сравнивал эту птицу с Иисусом Христом, воскресающим после казни.
Павлин На многих надгробиях в римских катакомбах встречается изображение павлина. Павлин символ бессмертия; по мнению древних, тело его не подвергается разложению.
Фиалка Фиалка символ смирения и скромности. Этот цветок также часто встречается в орнаменте росписи христианских храмов. В католичестве сутана и круглая шапочка у епископов фиолетового цвета. В православии камилавка (головной убор) у белого духовенства фиолетовая.
Лилия Белая лилия символ невинности и чистоты. Считалось, что своей красотой цветок будет способствовать молитвенному настроению. По этой причине Моисей приказал украшать семисвечник изображением лилии и в форме ее цветка изготавливать купель, где умывался первосвященник. Существует предание, что с лилией в руке являлся в день Святого Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, поэтому на многих полотнах, рассказывающих об этом событии, он изображен с лилией. Символом Богоматери в древней Руси тоже была белая лилия. Отсюда пошел обычай украшать невесту и жениха венками из лилий и пшеничных колосьев в знак той чистой и полной изобилия жизни, которой им желают. О красной лилии предание говорит, будто она превратилась из белой в красную в ночь перед крестным страданием Иисуса Христа.
БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА В эпоху Средневековья почти единственная. Библия - с греческого «книги». Ветхий завет – история еврейского народа от сотворения мира Новый Завет или Евангелие – (В переводе с греческого «благая весть») – сочинение о земной жизни Иисуса Христа, главным образом о последних трёх годах.
«И внезапно вместе с ангелом явилось множество воинства небесного… …И было: когда отошли от них на небо ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдём же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чём Господь объявил нам.» Лука: 2:8-15
« И он встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав, пал на шею ему и поцеловал его.» Лука, 15: 11-32
«И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на нём. И я не знал Его, но пославший меня крестить водою, тот мне сказал: «на Ком увидишь Духа Сходящего и пребывающего на Нём, Он и есть крестящий Духом Святым.» Иоанн, 1: 31-34
«И когда они ели, Он сказал: истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.» Матфей:26:19-29
«И было уже около шестого часа, и тьма наступила по всей земле до часа девятого, так как не стало солнца. И возгласив громким голосом, Иисус сказал: Отче, в руки Твои передаю дух Мой. И сказав это, испустил последний вздох.» Лука:24:33-46
Авторы Евангелий– Матфей, Марк, Лука, Иоанн
Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и христианское содержание. Человек – символ св. Матфея
Орёл – символ св. Иоанна Лев – символ св.марка
Бык – символ св. Луки
РЕЛИКВАРИИ - СОКРОВИЩНИЦЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЕЛИКВИЙ – мощей святых
Хоть иногда лампады Рок гасил, Рим до конца исполнил труд владыки, Он был свершён, когда под вопль и крики Сонм варваров империю свалил. В. Брюсов НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ
Римляне называли «варварами» племена, жившие на границах Римской империи – кельтов, германцев, славян. В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя.
ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ- Эмалью заполняются углубления, сделанные на поверхности металла Или ёмкости, сделанные тонкими перегородками.
ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней
КОРОНА ВЕСТГОТСКОГО КОРОЛЯ VII-VIII века
Резьба по камню и дереву Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX век. Норвегия. Каменный крест. Х век. Ирландия.
Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в оформлении окладов первых рукописных книг.
Христианские храмы раннего Средневековья – наследники римских построек мавзолеи капеллы Крестово-купольные храмы Восточной Европы базилики Романские и готические храмы Западной Европы Центрические в плане Прямоугольные в плане
мавзолеи капеллы Сооружения круглые или восьмиугольные в плане Мавзолей Теодориха, императора остготов, Равенна г. арх.Франк Одо из Меца
Крестово-купольные храмы
базилика
Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом), «райский сад». Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое стенами или аркадами. Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток
Романские и готические храмы Западной Европы
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ При Каролингах – так называлась династия, происходившая от франкского короля и императора Карла Великого (768г. – 814г.) – античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. «Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи. При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.
Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы. Рельефы, выполнялись на библейские сюжеты
Капелла КарлаI в Ахене, г. Какие элементы римской архитектуры вы здесь видите?
Монастырские ворота, Лорш. Германия, ок. 800 г. Какая римская постройка лежит в основе данного сооружения?
Фрески эпохи правления династии Каролингов
Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания
«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах.» Папа Григорий I (590г.-604г.)
ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ В эпоху раннего Средневековья зародилось искусство книжной миниатюры. Украшению книг уделялось огромное внимание. Сами книги помещались в драгоценные оклады, а их страницы расписывались причудливыми узорами, в которые вплеталась характерная для варваров языческая «звериная» и новая христианская символика.
Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной иллюстрации. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.
В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. Именно здесь в годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I. На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век), названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму. На рубеже ХII-ХIII веков в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carminа Burana. Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав разнообразными зверями и птицами.
Особенности культуры и искусства раннего Средневековья ВЫВОДЫ: -Художественное творчество варварских народов представлено предметами прикладного характера с фольклорными орнаментами. -Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный. - Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура. - Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры. - Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III - Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.