Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Население» в 9 классе
Цель урока: Создать условия для активного повторения и обобщения знаний о населении России, прочного закрепления и систематизации усвоенного материала по теме «Население»
Население России. 1.Численность и воспроизводство населения. 2.Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. 3.Миграции населения. 4.Размещение населения. 5.Трудовые ресурсы.
Численность и воспроизводство населения. Цель: закрепить знания о численности населения России, Ульяновской области, Ульяновска, Засвияжского района, обобщить знания об изменении численности населения России, учёте населения.
Задание 1 Численность и воспроизводство населения. 1.Какова численность населения России? 2.Какое место Россия занимает в мире по численности населения? Каким странам уступает? 3. Население России увеличивается или уменьшается?
численность населения России- 141 млн 8 место в мире, уступает Китаю, Индии, Индонезии, Бразилии, Пакистану, Бангладеш. Уменьшается, 2002 г. – 145 млн, 2006 г млн, 2008 г. – 142 млн, 2009 г. – 141 млн
Задание 2 1.Какова численность населения Ульяновской области? 2.Какова численность населения города Ульяновска? 3.Какова численность населения Засвияжского района?
численность населения Ульяновской области – 1 млн 321 тыс 700 человек численность населения города Ульяновска – 632 тыс 700 человек численность населения Засвияжского района – 215 тыс 400 человек
Задание 3 1. Как узнают о численности населения?
Учёт населения периодический текущий
Воспроизводство населения Цель: закрепить знания о типах воспроизводства, естественном движении населения России, обобщить и систематизировать знания о факторах влияющих на рождаемость и смертность.
Задание 4 1 группа - Воспроизводство населения (естественное движение) 2 группа – назвать факторы влияющие на рождаемость 3 группа – назвать факторы влияющие на смертность
факторы влияющие на рождаемость смертность 1)Ранние браки; 2) Планирование семьи; 3)Высокая младенческая смертность; 4)Карьерный рост женщины; 5)Уровень развития и доступность медицины; 6)рабочие руки в хозяйстве; 7)традиции; 8)религия; 9)природно-биологический: детородный возраст женщины. 1)природно-биологический: продолжительность жизни; 2)Войны, эпидемии; 3)Стабильность в стране; 4)Голод; 5)Низкий уровень развития медицины; 6)Доступность медицины; 7)Неправильное репродуктивное поведение человека. 8)Материальный достаток.
Задание 5 1 группа - какие типы воспроизводства населения вы знаете? Чем они отличаются?
2 группа Что такое естественный прирост? Какой прирост может быть?
Естественное движение населения Естественный прирост- разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время. РС= ЕП положительный Р=С= ЕП нулевой
3 группа - «Русский крест» Почему учёные-демографы применили такое название к этому событию? В каком году это произошло? Какой демографический термин можно применить к этому событию?
Половозрастной состав Цель: закрепить знания о половом и возрастном составе населения России, обобщить и систематизировать знания о ПВП.
Половозрастной состав Задание 6 1 группа – Какое население преобладает в России, мужское или женское? Почему? ?????
2 группа Половозрастная пирамида Что это такое? Как читать ПВП? Что можно узнать?
3 группа В Рязанской, Тверской, Воронежской, Тульской областях пожилых больше, чем детей. В республиках Дагестан, Чечня, Ингушетия детей больше, чем пожилых. Почему?
Этнический состав населения России. Цель: закрепить знания о этническом составе населения России, языковых семьях, обобщить и систематизировать знания о народах.
Задание 7 1 группа «Найди языковую семью и группу»
Индоевропейская семья Славянская группа русские украинцы
Индоевропейская семья Армянская группа – армяне
2 группа «Найди языковую семью и группу»
Алтайская семья Тюркская группа чуваши башкиры якуты
3 группа «Найди лишнее в северокавказской семье»
абхазы кабардинцы даргинцы лезгины мордва
Задание 8 Титульный народ Назвать и показать на карте территории
Чукотский р.Коми р.Саха Тыва р.Удмуртия р.Хакасия р.Чечня
Религиозный состав населения Цель: закрепить знания о религиозном составе населения России, мировых и национальных религиях, обобщить и систематизировать знания о географии религий.
Задание 9 1 группа – Назовите мировые религии и какие народы России их исповедают. 2 группа – Назовите традиционные верования и национальные религии, какие народы России их исповедают. 3 группа – Какие верования преследуются законом и запрещены на территории России?
Задание 10 К какой религии относится культовое заведение? Как оно называется?
Задание 11 Назовите международный религиозный центр: 1 группа – христиан 2 группа – буддистов 3 группа – мусульман
христианство Католики- Ватикан Православные - Москва, Храм Христа Спасителя
ислам Саудовская Аравия, город Мекка
буддизм Китай, город Лхаса
Миграции Цель: закрепить знания о миграциях, причинах миграций, обобщить и систематизировать знания о миграционных потоках в разные периоды.
Задание 12 Определи форму миграции.
Задание 13 1 группа – перечислите причины современных миграций 2 группа – назовите современные потоки миграций 3 группа – механический прирост; где в России численность увеличивается за счёт механического прироста
Размещение населения России Расселение… Как размещено население на территории России? Какова плотность населения России? Причины такого размещения? Какое население преобладает в России городское или сельское?
Задание 14 1 группа – Определение города 2 группа – классификация городов России 3 группа – назовите и покажите города- миллионеры
Классификация городов России Малые – до 20 тыс. жителей Средние – до 100 тыс. жителей Большие – более 100 тыс. жителей Крупные – более 250 тыс. жителей Крупнейшие – от 500 до 1 млн жителей Города-миллионеры
1.Москва 2.Санкт-Петербург 3.Новосибирск 4.Екатеринбург 5.Нижний Новгород 6.Самара 7.Омск 8.Казань 9.Челябинск 10.Ростов-на-Дону 11.Уфа
Задание 15 1 группа – Назовите функции городов. Моно- и полифункциональные города. К какой группе относится Ульяновск?
2 группа Агломерация Назовите крупнейшие агломерации в России.
3 группа Перечислите сельские населённые пункты Редко-очаговое расселение.
Терминологический диктант
Подведение итогов урока 1.По какой теме курса мы сегодня обобщали и закрепляли знания? 2.Какие темы мы повторили? 3.Какие темы вызвали затруднения при изучении? 4.Какие темы усвоили лучше всего? 5.Помог ли сегодняшний урок в систематизации и обобщении знаний по теме?
Домашнее задание Повторить тему «Население», подготовиться к письменному опросу