Синдром эмоционального выгорания. Немного истории Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Упражнение Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно.
Advertisements

Выводы Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Синдром эмоционального выгорания Выполнил: Педагог-психолог Кузнецова О.Г.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Презентация к педсовету Якимова Людмила Александровна учитель химии и биологии, высшая категория. МКОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Стрежевого Юлия Григорьевна.
Муниципальное дошкольное образовтельное учредение «Детский сад 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
Подготовила: Социальный педагог: Зилинская Н. В.
1 Учитель математики ГКОУ СО «СКОШИ 18» Город Екатеринбург Сараева Вера Владимировна.
Педсовет с элементами тренинга: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания»
-Болезни сердечно-сосудистой системы -Заболевания неврогенного характера -Нервные истощения, неврозы -«педагогические кризы» -«истощение» -«сгорание»
Интеллектуальное состояние: апатия, скука, утрата интереса к жизни, безразличие, нежелание совершенствоваться и узнавать что-то новое.апатия безразличие.
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней.
Педсовет с элементами тренинга: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания»
Психологическое здоровье учителя. Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические.
Эмоциональное выгорание учителей. Эмоциональное выгорание – это: o выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного.
Как справиться со стрессом.. Цель урока: развитие способности учащихся ориентироваться в собственном состоянии, адекватно оценивать и эффективно управлять.
Транксрипт:

Синдром эмоционального выгорания

Немного истории Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Немного истории В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

Фазы эмоционального выгорания Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Внешние факторы, провоцирующим выгорание специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

внутренние факторы коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Типы личности, которым угрожает СЭВ "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

Типы личности, которым угрожает СЭВ "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

Типы личности, которым угрожает СЭВ "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

физические симптомы Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия

эмоциональные Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины

поведенческие желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

интеллектуальное состояние падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам

социальные симптомы низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– УЛЫБКА!!! Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ I. Способы, связанные с управлением дыханием. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Выводы Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Выводы Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Выводы Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Прививка от апатии расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

Прививка от апатии Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

Прививка от апатии Умеренность во всём: в радости и в печали.

Прививка от апатии Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.

Прививка от апатии Чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы. В выходные – забудьте о работе!

Прививка от апатии Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет и суда нет, как говорят в народе.

Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...