Открытый урок по географии в 10 классе Учитель МОУ СОШ 1 Батова Оксана Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : « Численность и воспроизводство населения мира ».
Advertisements

Тема урока: «Демографическая политика. Качество населения» 10 класс.
Учитель географии МОУ Сош ст. Елюзань Галямова Светлана Александровна.
Население мира Численность населения Воспроизводство населения Первый тип воспроизводства Второй тип воспроизводства Состав населения Половой состав Возрастной.
География населения мира Численность и воспроизводство населения.
Численность и воспроизводство населения мира Демографическая политика.
1. Сформировать представление: о численности населения земли; о типах воспроизводства населения; о демографической политике в разным темпом воспроизводства.
Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира.Демографическая политика. Учитель географии: Устьянцева Л.В 2009.
Численность и воспроизводство населения мира. Цель урока: Изучить численность населения, темпы роста численности населения, типы воспроизводства населения.
Тема урока Социально-географические особенности демографии человека.
Научить учащихся характеризировать динамику численности населения земного шара, раскрыть сущность демографической политики и демографического перехода.
Население мира
Для этого типа характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста Для этого типа характерны невысокие показатели.
Численность и воспроизводство населения мира Численность и воспроизводство населения мира Урок географии 10 класс Prezentacii.com.
География населения Мира Урок географии в 10-м классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Контрольный тест Тема : Естественное движение населения. Два типа воспроизводства населения в мире.
Муниципальное учреждение «Служба управления образованием г. Кировска» Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования.
Численность и воспроизводство населения мира Подготовили:Варнавский Александр и Томашевич Константин.
Численность и воспроизводство населения мира Урок географии 10 класс.
Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ 32 «Эврика - развитие» г. Волжский Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика.
Транксрипт:

Открытый урок по географии в 10 классе Учитель МОУ СОШ 1 Батова Оксана Анатольевна

Встарь богатейшими странами были те, Природа которых была наиболее обильна; Ныне богатейшие страны – те, в которых ………………….. наиболее деятелен. Генри Бокль Генри Бокль

Тема урока: Численность, динамика и воспроизводство населения. Встарь богатейшими странами были те, Природа которых была наиболее обильна; Ныне богатейшие страны – те, в которых Человек наиболее деятелен. Генри Бокль Генри Бокль

Знаете ли Вы? Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек; Каждую секунду появляется 3 человека; Каждую минуту примерно 175 человек; Каждые сутки – 250 тысяч человек; Каждый месяц появляется население такой страны как Австралия или Тунис (около 19 млн., 10 млн. человек)

Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры

Рост населения мира в годах

Население мира и крупных регионов А. Количество населения (в миллионах человек) Крупные регионы Африка Азия Европа Латинская Америка и Карибы Северная Америка Океания Весь мир Б. Процентное распределение Африка Азия Европа Латинская Америка и Карибы Северная Америка Океания Весь мир100 Источник: Фонд народонаселенияФонд народонаселения

Работа в группах по проблеме: «Динамика численности населения в разных регионах мира» Группы: Зарубежная Европа + США; Латинская Америка; Африка; Зарубежная Азия

По статистическим данным «Рост численности населения мира в 20 веке» постройте график изменения численности населения своего региона Задание 1.

Европа+ США: Азия: Африка: Латинская Америка: Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону - ……. - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к ……. Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Задание 2.

Европа+ США: США, Россия Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония Африка: Нигерия Латинская Америка: Бразилия Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону - ……. - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к ……. Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Задание 2.

Европа+ США: США, Россия Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония Африка: Нигерия Латинская Америка: Бразилия Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону – Зарубежная Азия - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к развивающимся Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Задание 2.

Вывод: В каких регионах произошло увеличение населения от 1% В каких регионах произошло увеличение населения до 1% В каких регионах произошло сокращение населения По карте «Численность и динамика населения стран мира» проследите динамику населения в современном мире своего региона. Пользуясь цветовыми обозначениями проранжируйте страны по следующим показателям: увеличение более чем на 1%; увеличение до 1 %; сокращение населения. Задание 3.

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов …, … и …, которые обеспечивают беспрерывное …. и … людских поколений

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Используя статистические данные в таблицах: «20стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»; «20 стран самых молодых и старых мира»; «Страны с наибольшим и наименьшим естественным приростом» Найдите и назовите страны своего региона по каждой таблице. К странам с каким уровнем социально- экономического развития они относятся? Сделайте вывод. Задание 4.

Задание 5. Задание 5. Определите к какому типу воспроизводства относится ваш регион?

1-й тип воспроизводства населения Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости: высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей); высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже); изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей; увеличение доли старших возрастов - «старение нации» (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых; последствия войн и военных конфликтов, терроризм; производственный травматизм; техногенные катастрофы: автомобиль­ ные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно- транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек; несчастные случаи; смертность от болезней (СПИД, рак и т. д.); природные катастрофы. 1-й тип воспроизводства населения – простой, для него характерны: невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. (Распространен в развитых странах Европы и Северной Америки)

2-й тип воспроизводства населения Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости: низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны); невысокий уровень урбанизации - 41% (в сельской местности рождаемость выше); своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность; подневольное положение женщин, ранние браки; использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры; запреты по планированию семьи в мусульманских странах. 2-й тип воспроизводства населения – расширенный, для него характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. (В странах Азии, Африки и Латинской Америки.)

Демографическая политика - Система мероприятий, проводимых государством и направленных на увеличение или уменьшение численности населения. Мероприятия – экономические; пропагандистские; административно-правовые

Демографическая политика – Система административных - правовых, экономических и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении: Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как: а) единовременные ссуды молодоженам; б) пособия при рождении каждого ребенка; в) ежемесячные пособия для детей, г) оплачиваемые отпуска и др. Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости. Пример 1. В Индии: а) принята национальная программа планирования семьи; б) повышен возраст вступления в брак: мужчины – 21 год, женщины – 18 лет; в) производится массовая добровольная стерилизация населения; г) политический девиз: «Нас двое – нам двоих». Пример 2. В Китае: а) создан комитет по планированию деторождения; б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет; в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно; г) политический девиз: «Одна семья – один ребенок»

Качество жизни Факторы, учитывающие качество жизни населения: Экономические – занятость, душевой доход, калорийность питания; Социальные – уровень здравоохранения, безопасности граждан; Культурные – уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией; Экологические – состояние окружающей среды

По таблице со статистическим материалом «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни» и по карте «Продолжительность жизни» определите страны своего региона и среднюю продолжительность жизни в регионе Вывод: Какой регион мира является долгожителем, а какой – выделяется самой маленькой продолжительностью жизни? Задание 7.

Показатели средней ожидаемой продолжительности жизни: Экономически развитые страны – лет; Развивающиеся страны – лет; Наименее развитые страны – года

Изменилась ли продолжительность жизни за последние 30 лет? Докажите, используя данные таблицы «Средняя ожидаемая продолжительность жизни». Попытайтесь объяснить, с чем это связано. Задание 8.

Продолжительность жизни Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта; измеряется числом лет.

ИЧР – индекс человеческого развития Сложный показатель, результирующий три основополагающих элемента: Здравие и долголетие людей; Интеллектуальное развитие людей; Благоденствие

Итог урока: Используя составленные вами опорные конспекты, кратко дайте характеристику своего региона.

Домашнее задание: Тема 3, параграф 1. Дополнительно: найти материал о проведении демографической политики на примере любой страны.