Вариант 1 Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции: А - движущие силы эволюции. Б - результат эволюции. Признаки: 1.Приспособленность к среде обитания. 2.Наследственная изменчивость. 3.Борьба за существование. 4.Естественный отбор. 5.Многообразие видов. 6.Изоляция. 7.Повышение и усложнение организации. А – 2, 3, 4, 6 Б – 1, 5, 7 Вариант 2 Установите соответствие между причинами и способами видообразования: А – географическое (аллопатрическое) Б – экологическое (симпатрическое) Причины: 1.Расширение ареала; 2.Стабильность ареала; 3.Разделение ареала различными преградами; 4.Многообразие изменчивости особей внутри ареала; 5.Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала. А- 1, 3, 5 Б – 2, 4
Способ видообразования? Рыжая лисицаПолярная лисица
Способ видообразования? Лютик едкий Лютик ползучий
Как прекрасна, Земля И на ней человек... С.Есенин
Теории возникновения человека
Тема: Этапы происхождения человека.
Дриопитек В 1856 г. во Франции отыскали части скелета дриопитека, обитавшего в миоцене (20–25 млн лет назад), пращура шимпанзе, гориллы и человека. Особенности дриопитеков: рост до 1 м; могли частично передвигаться на задних конечностях; совершили движения конечностями с размахом более 180°, что позволяло легко передвигаться по ветвям; хорошо развитые челюсти и острые зубы для питания плодами, кореньями; пробовали плоды, идущие в пищу,– это развивало моторику кистей рук; стереоскопическое зрение и перемещение глазниц на фронтальную плоскость; прямосидение позволило освободить руки; изреженный волосяной покров; низкая плодовитость компенсировалась заботой матери и тщательным уходом за детенышем.
Результаты биологической эволюции S-образный позвоночник Широко раскрытые кости таза, сросшиеся с крестцом Грудная клетка расширина по бокам, но сужина в спинно- брющном направлении Удлинение нижних и укорочение верхних конечностей На стопе – свод, крупная пяточная кость Кисть более подвижна, она орган исследования, труда В черепе затылочное отверстие смещено к зади и низу Исчезает надбровный валик Мозговой отдел становится больше лицевого Появляется подбородочный выступ Увеличение больших полушарий головного мозга Орган зрения – дневного типа, укорачивается но, становится подвижной верхняя губа Изменились зубы, укорачивается аппендикс Рождение одного детёныша, который долго растят и воспитывают.
Краткая характеристика этапов антропогенеза Этапы антропогенеза Время жизни Объём мозга Особенности строения Особенности образа жизни Австралопитек Человек умелый Человек прямоходячий Наендерталец Кроманьонец
Задача 1 В системе органического мира человек стоит на его вершине. Объясните, почему человека относят к классу млекопитающих, отряду приматов. Почему человека не выделяют в особое царство?
Задача 2 Иногда у человека появляются атавизмы - признаки, свойственные его предкам. Используя знания по генетике, объясните причины появления у человека атавизмов. О чём они свидетельствуют?
Задача 3 Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Под влиянием каких факторов возникло прямохождение? Какое это оказало влияние на дальнейшую эволюцию человека?
Задача 4 Почему человек сумел выжить в эпоху великого оледенения, а многие млекопитающие погибли? Могли ли только движущие силы эволюции привести к появлению человека разумного? Почему?
Домашнее здание Параграф 43, до слов «Важным для понимания…» стр. 173 Роль огня в антропогенезе (индивидуально)
Я уверен, что…. Так как считаю, что….