Тема урока: Урбанизация. Города мира.
Цель урока: обобщить представление об урбанизации, как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.
Вопросы и задания для обсуждения в группах: 1.История возникновения городов. Первые города. Что вы о них знаете? 2. Современные города. Определить основные критерии города: численность, функции, плотность населения, планировка городов, уровень их благоустройства. 3. Урбанизация. Охарактеризовать понятие «урбанизация» и ответить, какими общими чертами она обладает. Городские агломерации. Мегалополисы. 4. Темпы и уровни урбанизации. Объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Можно ли управлять процессом урбанизации, регулировать его? Субурбанизация. Рурурбанизация. Ложная урбанизация.
1. История возникновения городов. Первые города. Город – от слова «городить», «отгораживать». Первые города появились в глубокой древности (в 4 тыс. до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата, в древней Иудее, в Индии, как центры торговли и ремесла.
В 3 тыс. до н.э. столицей Египетского царства был город Мемфис, позднее столицей стали Фивы. Это были огромные города. Их украшали дворцы, храмы и пирамиды – гробницы фараонов.
11-13 века. Эпоха Средневековья В средние века, с зарождением элементов промышленного производства (1400 г) самыми большими городами в Европе были: Париж – 275 тыс. жителей Милан и Брюгге – по 125 тыс. жителей Венеция – 110 тыс. жителей Генуя и Гренада – по 100 тыс. жителей Прага - 95 тыс. жителей Флоренция – 61 тыс. жителей Лондон – 45 тыс. жителей Новгород – 50 тыс. жителей Псков – 35 тыс. жителей Москва – 30 тыс. жителей
2.Современный город Единого для всех стран понятия «город» не существует. Так, например: в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек; в Канаде, Австралии - свыше 1 тыс. человек; в ФРГ, Франции - свыше 2 тыс. человек; в США, Мексике - свыше 2,5 тыс. человек; в Индии, Иране - свыше 5 тыс. человек; в Швейцарии, Малайзии - свыше 10 тыс. человек; в Нигерии - свыше 20 тыс. человек; в Японии - свыше 30 тыс. человек; в Южной Корее свыше 40 тыс. человек.
Города выполняют разные функции. Многие города являются транспортными узлами и торгово-распределительными центрами, административными и культурными, учебными и научными центрами, городами – музеями и городами-курортами, и даже столицами. Канберра – столица Австралии
Города отличаются многоэтажностью застроек и планировкой. Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, разрушенный во время террористического акта г. Сиэрс Тауэр в Чикаго (110 этажей, 442 м)
В 2002 году из десяти самых высоких зданий мира только четыре находились в США, а шесть – в Зарубежной Азии. В 2005 году в ОАЭ началось сооружение высотки в 160 этажей (700 м). Достопримечательность столицы Малайзии – башни- близнецы нефтяной корпорации «Петронас»
3. Урбанизация. Охарактеризовать понятие «урбанизация» и ответить, какими общими чертами она обладает. Городские агломерации. Мегалополисы. Урбанизацией (от лат. urbs - город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов. Урбанизация - это не только исторический процесс повышения роли городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни.
Первая черта - быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. В среднем городское население мира увеличивается на 60 млн. человек.
Вторая черта - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов. В начале XXI века, по прогнозам, их число достигнет 4 тыс. Крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей - в начале XX века, их было всего 10, в 1980-х гг. - более 200, в 1995 г. -325, в 2000 г ; в России - 13 городов-миллионеров
Третья черта - «расползание» городов, расширение их территории. Переход от «точечного» города к городским агломерациям. Городские агломерации – территориальные скопления городского и сельского населения вокруг крупного города, объединенных производственными, административными, трудовыми, культурно-бытовыми связями.
Городские агломерации соединяются в мегалополисы Первое место по числу жителей занимает мегалополис в Японии - Токкайдо – до 100 млн.чел Три мегалополиса США – Северо-восточный (Босваш), Приозерный (Чипиттс), Калифорнийский (Сан-Сан).
Практическая работа «Крупнейшие агломерации мира» смотри учебник рис. 17, стр. 76; Приложения – таблица 16
4. Темпы и уровни урбанизации По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы: высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %). среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%) слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%) Кувейт – 98 Бельгия – 97 Великобритания - 90 Аргентина - 90 Нидерланды – 89 ФРГ - 88 Венесуэла – 87 Австралия – 85 Швеция - 83 Индия - 28 Индонезия - 41 Малайзия Сенегал - 47 Конго - 30 Нигерия – 44 Китай - 36 Непал - 12 Малави – 13 Эфиопия – 17 Вьетнам - 20 Нигер - 21
1. В экономически развитых странах, где высокий уровень урбанизации, доля городского населения растет сравнительно медленно, урбанизация развивается «вглубь». Наблюдается процесс субурбанизации. 2. В развивающихся странах, где уровень урбанизации более низкий, урбанизация продолжает расти «вширь», а городское население быстро растет. Это явление получило название «городского взрыва» и принимает черты ложной урбанизации. Загородная резиденция –типичное явление в окрестностях крупных городов
??? Города – это добро или зло?
Выводы: 1.Города возникли в глубокой древности. 2.Современный город это «каркас» территории любой страны. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения в материальном и духовном плане. 3.Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в менее развитых странах. 4.Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов (агломераций, мегалополисов). 5.Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.
Фото-ВИКТОРИНА 1.
2.
3.
4.
5.
6.6.
7.
8.
9.9.
10.
11.
12.
Что нового вы узнали на уроке? Что привлекло ваше внимание? Вы изучали эту тему с интересом? Что вызвало у вас трудность?
Домашнее задание: Тема 3, п. 1-4, повторить Желаю успехов!