«Пусть в глубине наших сердец гнездятся мысли мудрого поэта…». Медитативно- философская лирика Ф. И. Тютчева.
« В недрах русской земли скрывается много естественных богатств. В небольшой области русской литературы тоже существуют сокровища. Самым драгоценным из этих кладов я считаю лирическую поэзию Тютчева. Этого несравненного поэта». В. С. Соловьев
Предмет философского познания (философско-лирического также) – это универсальная триада: ЧЕЛОВЕК - БОГ - МИР Поэты в медитативной лирике больше смотрят вглубь, внутрь, чем наружу; время рассматривается как категория духовная, история души. В философской лирике сознание человека разрастается до масштабов мироздания, время воспринимается как вечность. Слово «медитация» (от лат. meditatio размышление, обдумывание) - умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, а также форму философской лирики. Медитативная лирика – жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе, о загадочности человеческой судьбы. Философская лирика –жанр лирической поэзии, в основе которой лежит смысл жизни, вечные человеческие ценности.
Т радиционная т рехчастная схема классификационного разделения философской лирики Социально-философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" Морально- философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - его нравственность, духовность, внутренняя сущность » Натурфилософская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"
Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики Натурфило софская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕ К - ПРИРОДА" (приоритет проблемати ке философии природы). Религиософс кая (теософская) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК – БОГ,, (приоритет проблематике философии религии). Культурософ ская (артфилософс кая также) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА (ИСКУССТВ О также)" (приоритет проблематике философии искусства). Антропософ ская и морально- философска я лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" приоритет этико- антропологи ческой и экзистенциал ьной проблематик е. Социософск ая и нациософск ая лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" (приоритет проблематик е философии общественно - национально го бытия).
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик:
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнца, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах, Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была; И языками неземными Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза.
Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин - поэтической и научной так же не может быть, как и двух исключающих друг друга "высших благ" или целей существования. В. С. Соловьев
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День - сей блистательный покров - День - земнородных оживленье, Души болящей исцеленье. Друг человеков и богов! Но меркнет день, настала ночь,- Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена, С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами: Вот отчего нам ночь страшна.
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует Безверием палим и иссушен. Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры…но о ней не просит.
О, как убийственно мы любим... Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любовь, любовь,- гласит преданье,- Союз души с душой родной, Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец.
Во тьму веков та ночь уж отступила, Когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился с-нами-Бог. Он здесь, теперь, - средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог! В. Соловьев.
О, вещая душа моя, О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты жилище двух миров, Твой день - болезненный и страстный, Твой сон - пророчески-неясный, Как откровение духов... Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые,- Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил благословляя.
Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенья Единомысленную рать. И это высшее сознанье Вело наш доблестный народ Путей небесных оправданье Он смело на себя берет. Он чует над своей главою Звезду в незримой высоте И неуклонно за звездою Идет к таинственной мечте.
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой? Блеснет твой луч и оживит, И сон разгонит и туманы... Но старые, гнилые раны, Рубцы насилий и обид, Растленье душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет... Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...
Россия - душа человечества. Воплотился ли уже в ней свет истины Христовой; спаяла ли она единство всех своих людей любовью? Сам поэт признает, что она еще не покрыта ризою Христа. Значит,- можно сказать поэту,- судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой. Условие для исполнения ее всемирного призвания есть внутренняя победа добра над злом в ней. «Пусть Россия в настоящих своих пределах станет христианским царством в полном смысле этого слова – царством правды и милости,- и тогда все остальное,- приложится ей».
Т радиционная т рехчастная схема классификационного разделения философской лирики Социально-философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" Морально- философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - его нравственность, духовность, внутренняя сущность » Натурфилософская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" «Умом Россию не понять…», «Славян родные поколенья…», «Над этой темною толпой...» «О, как убийственно мы любим...», «Предопределение» (Любовь, любовь,- гласит преданье), «О, вещая душа моя...» «Не то, что мните вы, природа...», «Они не видят и не слышат…», «День и ночь»
Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики Натурфилософс кая лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" (приоритет проблематике философии природы). Религиософская (теософская) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК – БОГ,, (приоритет проблематике философии религии). Культурософская (артфилософская также) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА (ИСКУССТВО также)" (приоритет проблематике философии искусства). Антропософская и морально- философская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" приоритет этико- антропологической и экзистенциальной проблематике. Социософская и нациософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" (приоритет проблематике философии общественно- национального бытия). «Не то, что мните вы, природа...», «Они не видят и не слышат…» «День и ночь», «О, вещая душа моя...», «Над этой темною толпой...» «О, как убийственно мы любим...», «Предопределе ние» (Любовь, любовь,- гласит преданье) «Умом Россию не понять…», «Славян родные поколенья…»