Подготовили: Подготовили: Учитель русского языка Маркова Е.Г. Учитель русского языка Маркова Е.Г. Учитель русского языка Ермилова Л.С. Учитель русского языка Ермилова Л.С.
ЦЕЛИ УРОКА 1) 1) формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ 2) 2) актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения 3) 3) поэтапная отработка алгоритма написания сочинения 4) 4) углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля 5) 5) продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте
Алгоритм написания сочинения- рассуждения 1.Формулировка одной из проблем исходного текста 1.Формулировка одной из проблем исходного текста 2.Комментарии по выбранной проблеме 2.Комментарии по выбранной проблеме 3.Формулировка позиции автора 3.Формулировка позиции автора 4.Аргументы за или против авторской позиции (один - из литературных источников) 4.Аргументы за или против авторской позиции (один - из литературных источников) 5.Заключение 5.Заключение
Актуальность проблемы, которую вы сформулировали Актуальность проблемы, которую вы сформулировали Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.) Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.) К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.) К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.) Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность) Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность) Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме
ПОЗИЦИЯ АВТОРА Четко сформулируйте (ЛУЧШЕ СВОИМИ СЛОВАМИ) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»
Средства выразительности в тексте лексические особенности (книжная, разговорная лексика, фразеологизмы, неологизмы лексические особенности (книжная, разговорная лексика, фразеологизмы, неологизмы образность (использование тропов: метафор, эпитетов, сравнений и т.д.) образность (использование тропов: метафор, эпитетов, сравнений и т.д.) экспрессивность (риторические фигуры речи, парцелляция, назывные предложения, призывы) экспрессивность (риторические фигуры речи, парцелляция, назывные предложения, призывы) особенности синтаксиса (ряды однородных членов, многосоюзие, бессоюзие, наличие побудительных предложений) особенности синтаксиса (ряды однородных членов, многосоюзие, бессоюзие, наличие побудительных предложений) пафос текста (возвышенно-лирический, ироничный, сдержанный, саркастический, ностальгический) пафос текста (возвышенно-лирический, ироничный, сдержанный, саркастический, ностальгический)
АРГУМЕНТЫ Начало аргументации может начинаться словами Начало аргументации может начинаться словами а) «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за» а) «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за» б) «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против» б) «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против» в) «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против» в) «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против» г) Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ г) Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме 1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме 2.Следите за абзацным членением текста 2.Следите за абзацным членением текста 3.Избегайте громоздких предложений 3.Избегайте громоздких предложений 4.Не уверен - не пиши. Заменяйте слова, значения которых не знаете. 4.Не уверен - не пиши. Заменяйте слова, значения которых не знаете. 5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз) 5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз) 6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Избегайте тавтологии, используя перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально- этические темы, критик, прозаик 6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Избегайте тавтологии, используя перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально- этические темы, критик, прозаик 7.Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным 7.Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным