Чернописская С.В. учитель начальных классов ГБОУ СОШ 507 г. Санкт-Петербург
В 1703 году, 16 мая (27 по новому стилю), в праздник Святой Троицы, Петр I заложил на Заячьем острове крепость. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.
По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако её ни разу никто больше не пытался захватить. Первоначально эта крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (с финского - Заячий) или Люст- гольм (со шведского - Весёлый). Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.
Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы, новое место было выбрано им на Заячьем острове. Макет крепости в музее На месте крепости у Большеохтинского моста
В 1703 году Заячий остров соединён с Петроградским Иоанновским мостом. Иоанновский мост
По мосту мы подходим к Иоанновскому равелину и входим в Иоанновские ворота.
Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает «дуга») в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью. Золотые ворота в Киеве
Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства. Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, но затем был построен Иоанновский равелин.
Деревянные ворота были построены в годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.
Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (аллегория победы России над Швецией в Северной войне)
В х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди прочих ранних построек первой четверти XVIII века.
Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях.
По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины: справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню войны Палладу (Беллону),слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Афина – Паллада Афина – Полиада
Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева. Чудесный город. Петербургская тетрадь. АО «Норинт», С-Пб, 1996 и 2006 г. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева. Чудесный город. Петербургская тетрадь. АО «Норинт», С-Пб, 1996 и 2006 г. А. Калюжная. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. И.Д. «Литера», С-Пб, 2001 г. А. Калюжная. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. И.Д. «Литера», С-Пб, 2001 г.