Власть и церковь Церковный раскол
Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Патриарх Никон Из семьи мордовских крестьян Сельский священник Монах Архимандрит Новоспасского монастыря Патриарх ( )
Церковная реформа Крещение тремя перстами Поясные поклоны Иконы и церковные книги исправлены по греческим образцам
Земский собор 1654 Одобрил церковную реформу Предложил привести обряды в соответствии не только греческой, но и русской традицией
Царь и Патриарх «Как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха»
Усиление разногласий между светской властью и церковью Алексей Михайлович Патриарх Никон
Церковный собор Поддержал церковную реформу Проклял ее противников (старообрядцев) Раскол
Аввакум Петров (1620 – 1682) Выдающийся руководитель старообрядцев «Кружок ревнителей благочестия» За свои взгляды лишен места в Казанском соборе Сослан с семьей в Сибирь
Протопоп Аввакум Вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов Предан церковному проклятию на церковном Соборе и расстрижен из священников
Сожжение протопопа Аввакума 11 апреля 1682 г «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены
Раскол
Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха Никона 1653 – 1655 гг Противники официальной церкви получили название раскольников, или старообрядцев
Вывод В условиях усиления самодержавия в России в XVII веке попытки церкви усилить свои позиции после Смуты приводят к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти
Домашнее задание Параграф 7 Сообщение о Степане Разине