Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги». Цели урока: - познакомить учащихся с происхождением предлогов, - сформировать умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи, - развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу, - активизировать творческие способности учащихся, - прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование. Медиапроектор, экран, сигнальные карточки, материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Ход урока: I.Демонстрация темы урока. Производные и непроизводные предлоги.
Задание : Рассмотрите таблицу, сформулируйте цели урока, вопросы к таблице. «Происхождение предлогов ( )»
-Какими бывают предлоги по происхождению? «Происхождение предлогов ( )»
- Чем производные предлоги отличаются от непроизводных ? « Происхождение предлогов ( )»
II. Чтение параграфа учебника, запись примеров производных предлогов в тетрадь. III. Первичное закрепление знаний. «Производные предлоги (140155)»
- Рассмотрите таблицу. Что нового из нее вы узнали о производных предлогах ?( Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи. Производные предлоги могут писаться слитно и раздельно ).
Составьте и запишите предложения,используя слова с производными предлогами, образованными от разных частей речи, приведенных в таблице.
IV.Первичный контроль знаний « Предлог или наречие(110298)»
« Предлог или деепричастие ( )»
« Переход существительного в предлог (110586)».
V. Применение на практике полученных знаний. 1. Работа с упражнением учебника. Выписать словосочетания с непроизводными и производными предлогами. 2. Индивидуальная работа на компьютере (распознавание предлогов). «Производные и непроизводные предлоги( )»
VI. Разминка. Электронное задание « Производные и непроизводные предлоги(110290)»
«Производные и непроизводные предлоги ( )»
VII. Контроль знаний. Проверочный тест. «Производные и непроизводные предлоги(110638)». Проверка с помощью активизации таблицы.
«Предлог или существительное с предлогом (110165)»
VIII. Употребление предлогов. Анимация « Производный предлог благодаря ( )»
IX. Закрепление полученных знаний. - Выбор не только производного,но и непроизводного предлога может повлиять на смысл высказывания. Посмотрите анимацию "Роль предлогов в языке ( )», выполните предложенные задания.
X. Подведение итогов урока.Рефлексия. Проанализируйте урок, сделайте вывод о полученных знаниях. ( Ответы детей : Мы познакомились с происхождением предлогов. Мы научились отличать производные предлоги от непроизводных, от омонимичных самостоятельных частей речи. Цифровые образовательные ресурсы помогли нам усвоить и закрепить теоретический материал, самостоятельно оценить усвоение новых знаний.) - Составьте синквейн по теме урока. Лучший запишем в тетрадь.
ЦОР УДОБНЫЙ, ПОНЯТНЫЙ ПОМОГАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ, УЧИТ УМА ТВОРЕНЬЕ - ПОЛЬЗА ДЕТЯМ ЗНАНИЕ (Автор Леонтьева Алёна.7в)
XI. Домашнее задание. Используя материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, подготовьте сообщение : 1 вариант – Происхождение предлогов. 2 вариант – Употребление предлогов. Ответы подкрепите своими примерами. XII.Комментирование оценок.