Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к ГИА Cбор материала к сочинению на лингвистическую тему. Задание С2
Анализ I текста Моим стихам, написанным так рано… (М.Цветаева)
Основная мысль текста Моим стихам настанет свой черед
Задание В1 Замените нейтральными синонимами слова: настанет черед
Задание А3 С помощью каких определений М.Цветаева характеризует свои стихи? Все ли они являются художественными определениями, т.е. эпитетами?
Задание А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н 1) написанным 2) разбросанным 3) нечитанным 4) драгоценным
Задание В4 Найдите в 1 строфе обособленное определение Чем оно выражено?
Задание В4 Моим стихам, // написанным так рано,// - обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Задание А3 Какие изобразительно- выразительные средства языка использованы в стихотворении?
Задание А3 Сравнения: брызги из фонтана искры из ракет маленькие черти драгоценные вина Книжная лексика фимиам, святилище, настанет, о юности и смерти.
Анализ II текста «Идешь, на меня похожий…» М. Цветаева Где происходит действие? Какая картина нарисована поэтом?
Задание В5 Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении: И кровь приливала к коже,(1) И кудри мои вились,(2) Я тоже была,(3) прохожий! Прохожий,(4) остановись!
Задание В3 Выпишите грамматические основы предложений: 1) Я тоже была, прохожий! 2) Прохожий, остановись!
Грамматические основы в односоставном предложении: Прочти Остановись Подумай Не думай Забудь Сорви Идешь Не стой Звали
Задание В4 Выберите строфы с обособленными обстоятельствами – деепричастием или деепричастным оборотом. 1) 3) 5) 2) 4) 6)
Задание В4 1 строфа …,глаза устремляя вниз,… 2 строфа – слепоты куриной и маков набрав букет,… 3 строфа …,грозя… 6 строфа …,главу опустив на грудь,…
Задание А3 Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. 1). Ты весь в золотой пыли. 2). Как луч тебя освещает! 3). Легко обо мне забудь. 4). И кровь приливала к коже…
Задание В1 Замените старославянизм «главу» в предложении «Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь… русским синонимом.
Задание А3 Укажите предложения, в котором средством выразительности является сравнение. 1) Идешь, на меня похожий. 2) Сорви себе стебель дикий. 3) Но только не стой угрюмо. 4) Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет.
Лексика стихотворения : 1) Эпитеты: в золотой пыли дикий стебель легко подумай легко забудь 2) Книжная лексика: старославянизм «главу» 3) сравнения: земляники крупнее и слаще нет; на меня похожий.
Задание С2 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова И.Постниковой : «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Приведите в качестве аргументов примеры лексических и грамматических явлений (2 примера)