Тема урока: «Органы выделения» Урок подготовлен: учителем биологии и географии МОУ СОШ 53 г. Комсомольска-на-Амуре Поповой Татьяной Константиновной 1 кв.к 2012г
Цель урока: Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития Образовательные задачи: Сформировать понятие сущности биологического процесса выделения; Выявить особенности выделительной системы основных систематических групп животных; Проанализировать эволюционные изменения выделительной системы у животных
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс
Основные понятия: Осморегуляция – удаление из клетки или организма излишнего количества воды Диффузия – распространение вещества из зоны большей концентрации в зону с меньшей концентрацией Осмос – движение растворителя – воды, из зоны с большей концентрацией в зону с меньшей концентрацией через проницаемую мембрану
Обзор органов и процессов, участвующих в выделении Таблица1 Обзор органов и процессов, участвующих в выделении Систематическая группа животных Органы и процессы, участвующие в выделении Механизм работы выделительной системы ПростейшиеСократительные вакуоли Путем диффузии и осморегуляции
Простейшие Сократительные вакуоли
Таблица2 Органы выделительной системы позвоночных Классы позвоночных животных Органы выделительной системы РыбыТуловищная почка -мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал ЗемноводныеТуловищная почка – мочеточник –клоака -мочевой пузырь ПресмыкающиесяТазовая почка – мочеточник –клоака -мочевой пузырь ПтицыТазовая почка – мочеточник - клоака МлекопитающиеТазовая почка – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал
Тестирование 1. Какова функция сократительной вакуоли простейших: А- удаляет непереваренные остатки пищи Б- удаляет избыток воды и вредные продукты обмена, В- накапливает запасные питательные вещества. 2. Что из нижеперечисленного не входит в состав выделительной системы планарии: А- клетки звездчатой формы с ресничками, Б- каналы, отходящие от звездчатых клеток, В- глотка. 3.У майского жука от кишечника отходит пучок из нескольких полых тонких трубочек, которые на вершине полые, а начальными участками открываются в кишечник. Как называются эти трубочки: А-трахеи, Б- мальпигиевы сосуды, В- микроворсинки
4. Какова функция Мальпигиевых сосудов: А- переваривание пищи, Б- всасывания продуктов пищеварения, В- выделение вредных и ненужных продуктов обмена веществ. 5. Куда у прыткой ящерицы открываются мочеточники: А- наружу, Б- в клоаку, В- в мочевой пузырь. 6. В виде какого химического соединения удаляются конечные продукты азотистого обмена у многих пресмыкающихся: А- аммиак, Б- мочевая кислота В- мочевина. 7. Какими организмами используются эти выделительные органы. 1 Нефридии А- амеба 2 Поверхность тела Б- белая планария 3. Сократительная вакуоль В- паук 4 Мальпигиевы сосуды Г- медуза.
Дополнительные вопросы: Почему у морских простейших нет сократительной вакуоли? Какие дополнительные органы имеют некоторые животные для удаления излишек солей и других вредных веществ? Домашнее задание: Параграф 42, задание в рабочей тетради стр