Учебный проект : В гости к зиме. Автор и руководитель проекта: Фирсова Ирина Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ 35 г.Астрахани. Предмет: Окружающий мир Класс: 2 класс
Цели и задачи проекта: - Провести наблюдения над зимними изменениями в живой и неживой природе. -Систематизировать и обогатить знание детей о взаимосвязи элементов живой и неживой природы зимой. -Познакомить с особенностью жизни растений и животных в природе зимой. -Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этапы проектной деятельности: Подготовительный этап ( планирование деятельности). Учитель планирует: - подготовку и проведение проекта "В гости к зиме" (определение темы проекта, постановка целей и задач, формулировка вопросов по теме проекта); - этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися; - план оценивания (формирующее и итоговое) в ходе проекта. Учитель готовит: - список информационных источников и литературы; - буклет для родителей учеников; - вводную презентацию проекта; - дидактический материал (тест, кроссворд, карточки-помогайки и др.) - критерии оценивания. Формирование групп учеников с учётом их интересов и учебных потребностей для учебной исследовательско-поисковой работы: « Метеорологи », « Путешественники », « Зоологи », группа « Здоровье », « Мозговой штурм ».
Основной этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект. 1.Перед реализацией проекта провела беседу Я выполняю проект, в ходе которой обсудили вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. 2. Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы, разработка планов работы в группах, изучение учениками критериев оценивания, распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, выбор формы представления работы. 3. Анализ проблемных вопросов по темам исследований, деление на подгруппы, выдвижение гипотез, определение целей исследования.
Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ В гости к - зиме. Редакция "Метеорологи » " готовили информацию об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет. Редакция Клуб путешественников – готовили информацию о состоянии почвы, водоемов и растений зимой. Редакция Диалоги о животных – готовили информацию о сезонных изменениях в жизни животных, птиц. Редакция « Экологи » - готовит информацию о том, как помочь зимой птицам. Редакция Здоровье – готовили информацию о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи. Редакция « Мозговой штурм » - готовила кроссворды, загадки, ребусы, головоломки.
Триада вопросов, направляющих проект. Основополагающий вопрос: Какие секреты скрывает зима? Проблемный вопрос: Что ты зимушка-зима нам с собою принесла? Учебный вопрос: -Какие явления происходят зимой в неживой природе -Какие признаки зимы можете назвать? - Какие зимние месяцы вы знаете? - Что происходит с почвой, водоемами, реками.
Проблемный вопрос: Какие секреты есть у животного мира? Учебный вопрос: -Какие явления в неживой природе произошли с наступлением зимы? -Как изменилась жизнь животных с наступлением зимы? - Кто из зверей спит зимой? -Какие трудности испытывают зимой птицы? -Как помочь птицам зимой?
Проблемный вопрос: Как зимуют растения? Учебный вопрос: -Каковы особенности жизни растений зимой? -Что происходит с растениями зимой? Что помогает растениям лучше пережить зиму? - Что можно увидеть зимой на деревьях вместо листьев? -Какие растения не сбрасывают листву.
Проблемный вопрос: Почему зимой нужно следить за здоровьем? Учебный вопрос: -Как укрепляют здоровье зимой? -Оказание первой медицинской помощи зимой.
Выдвижение гипотезы: -Снежное одеяло лучше сохраняет жизнь растениям. -Снег животным нужен для укрытия от врагов. -Рыбы не погибают подо льдом, потому что уплывают в те водоемы, которые не замерзают. -Птицы делают запасы на зиму, а также их нужно подкармливать. - Чтобы быть здоровым зимой- нужно закаляться.
Третий этап (практически – деятельностный). Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно – популярной литературе. Каждая групп выполняла задания, которые были определены путем совместного обсуждения.
Редакция Метеорологи : составила картотеку народных примет: Шкатулка зимних примет, оформила фенологическое дерево - зимние явления в природе.
Редакция Клуб путешественников : подготовила фотоальбом Волшебница – Зима.
Редакция Диалоги о животных : Организовала выставку детских книг Как зимуют дикие животные ; готовила проекты о зимовке различных животных, птиц.
. 15 Редакция « Экологи » - подготовили кормушки для птиц. Оформили журнал « Помогите птицам »
Редакция программы Здоровье : оформила журнал Здоровье.
Четвертый этап (рефлексивно – оценочный). Презентация проекта учащимися – выступление редакций.
В ходе работы над проектом были проведены следующие мероприятия: Конкурс рисунков « Зимушка – зима »
Конкурсе новогодних поделок.
Провели экскурсию « В гости к Зиме»
Ребята сделали кормушки и повесили их в школьном дворе.
26