Мирнинское районное управление Образования МОУ СОШ 9 им. Р.В.Лонкунова с. Таас-Юрях Авторский проект: Конский волос: новые возможности для творчества Автор : Попова В.Г. учитель предмета технологии, Преподаватель предмета Композиции ДПИ, высшей категории
Попова Валентна Гаврильевна учитель предмета технологии, Преподаватель предмета композиции ДПИ, высшей категории
Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом. Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздания. Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Актуальность
Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике «соруо». В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха. В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства. С целью приобщения к национальным традициям, развития творческого потенциала, формирования социальной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с 2003 года в нашей школе был введен кружок работы с конским волосом, с 2009 г. был введен как предмет декоративно-прикладного искусства.
Цель: развитие творческого потенциала учащихся на основе работы с конским волосом Задачи: Приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом; Обучение новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика; Разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов; Участие в различных выставках, конкурсах, НПК, реализация продуктов.
Возможности работы с конским волосом Прессования АппликацияМозаикаПлетениеПереплетение
Звездочка обдумывания Материалы инструменты Технология изготовления Направление моды, стиль Безопасность труда Цветовая гамма, эскизы Себестоимость Потребность, реализация
Технология изготовления панно из конского волоса На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия. Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом. 1. Создание эскиза: определить размер панно; составить рисунок. 2. Создание панно: 3. Изготовления деталей – по отдельности: подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке форму лепестка; пришиваем к основе, украшение и окончательная отделка изделий по эскизу; 4. Сборка деталей по эскизу – окончательная отделка панно 5. Оформление рамки аппликацией из конского волоса
Аппликация из конского волоса Подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке нужную вам форму; обшиваем мононитью по краям швом «через край», при желании можем создать выпуклость стягивая нить; украшаем бисером, блестками, стразами по проекту; пришиваем мононитью к картине.
Мозаика из обрезков конского волоса - берем конский волос нужных цветов, отрезаем отдельно друг от друга на мелкие кусочки волос; - рисуем карандашом эскиз на основе. - по всему параметру фигуры намазываем клеем и аккуратно высыпаем конский волос одного цвета. - после сушки отряхиваем излишки; - остальную часть рисунка обклеиваем конским волосом другого цвета. -итак, получаем готовый рисунок из конского волоса.
Результаты Занимаясь на занятиях мы выяснили что, работа с конским волосом дает толчок для новых творческих работ. Мы научились новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика.
«Конский волос: новые возможности для творчества» направление работы на 2009 – 2010 учебный год
Результаты Результаты участия с представленными творческими проектами на выставках, конкурсах, НПК «Шаг в будущее», районного и регионального уровня показывают актуальность и практическую востребованность изделий из конского волоса.
Достижения на выставке декоративно- прикладного творчества школьников 2007 г. Грамота за лучшую работу на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга Севера», Попова Наталья 9 кл. г. Мирный. Гобелен «Береза» 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества «Радуга Севера», посвященной Году семьи. Попов Алексей 8 кл. – гобелен из конского волоса «Иэйэхсит Ийэ» 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества «Радуга Севера», посвященной Году семьи. Попов Сандал 7 кл. гобелен из конского волоса. «Лошарик» 2008 г. – участие на 24 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся «Радуга Севера», посвященной 90-летию государственной системы ДОД в России. Сидорова Сардана 11 кл. – панно из конского волоса. «Символ Года Семьи» 2009 г. – диплом 1 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества «Радуга Севера», посвященной Году семьи. Попов Алексей 9 кл. – гобелен из конского волоса «Иэйэхсит Ийэ» 2009г- диплом 2 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества «Радуга Севера», посвященной Году семьи. Попов Сандал 8 кл. гобелен из конского волоса. «Лошарик» 2009г- диплом 3 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества «Радуга Севера», посвященной Году семьи. Кычкина Ия 6 кл. гобелен из конского волоса. «Ягодный туясок» Диплом 1 степени МОУ СОШ 9 - на 2007г., 2008 г, 2009 г.
Участие школьной студии мод «Мичийэ» Участие в 14 молодежном фестивале «Мирный поет о мире», дипломант студия «Мичийэ» МОУ СОШ 9 им.Р.В.Лонкунова п. Таас- Юрях г. – 1 место в конкурсе показе мод национальных одежд среди студий мод – выиграли супер – приз районном ысыахе г. Мирный Название моделей: Модель «Дьоьогой оьуора» (конский волос, холщовый ткань) Модель «Маленький рыбак» (шляпа из конского волоса, жилет с имитацией сети с рыбками, берестяной туясок) Модель «Ленские столбы» (жилет, шляпа из конского волоса) Модель «Жеребенок» (шапка, жилет, сумка из конского волоса, берестяное нагрудное украшение)
Участие в НПК 2006г. – участие в районной НПК «Олонхо –нематериальная культура народа Саха» - Тихонов Алексей ученик 11 класса, диплом 3степени за доклад «Богатырские кони в Олонхо». 2007г. – участие в региональной НПК «Шаг в будущее» - Попов Андрея ученика 10 класса с докладом «Традиционный промысел народа Саха». 2008г. – участие в региональной НПК «Шаг в будущее» - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции «Мода и дизайн» на тему «Современная стилизованная мода с применением конского волоса». 2008г. – школьная НПК «Сохраним чистые берега детства» с докладом «Конское убранство – чепрак» Соловьева Мария, 10 класс в номинации «Владение содержанием» секция «5-11 классы». 2009г. – участие в региональной НПК «Шаг в будущее» - Кычкина Ия ученица 7 класса, диплом 2 степени за доклад на секции «Мода и дизайн» на тему «Мое творчество с конским волосом». 2009г. – участие в региональной НПК «Шаг в будущее» - Иванова Галина ученица 11класса, диплом 3 степени за доклад на секции «Мода и дизайн» на тему «Сакральное значение конского волоса».
Заключение Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества, мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды. Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося. Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.