Проблематика текстов для ЕГЭ
Проблемы семьи проблема памяти о своих истоках, о своем детстве; проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической; проблема отчего дома; проблема оценки такого периода жизни человека, как детство; проблема нравственной прочности человека; др.
Проблемы экологии проблема развития и сохранения русского языка; проблема влияния человека на природу; проблема восприятия человеком природы как живой материи; др.
Человек и общество проблема несправедливости социального устройства общества; проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных; проблема внутреннего противостояния искушению изобилием; проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов; проблема нравственной прочности человека; ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей; проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом; проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие; проблема коммерциализации культуры; др.
Как начать сочинение? Возможные варианты 1.Во вступительной части определяется тема текста: Терпение и уважение к чужому искусству выражается прежде всего в стремлении его познать. «Искусство ворота в чужие нам страны», и оно соединяет... 2.Во вступительной части формулируются проблемы, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста: Каким должен стать XXI век ? Веком развития гуманитарной культуры, закладывающей основы добра и терпимости, или веком разобщенности и нетерпимости друг к другу ? А искусство ? Какую роль оно играет в этом процессе ? 0б этом заставляет задуматься текст Д. С. Лихачева. 3.Во вступительной части излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста: Культура (а следовательно и искусство) это тот язык который объединяет человечество. Так писал о. Павел Флоренский. На мой взгляд,.... моем понимании.... Читая текст Д. С. Лихачева, я....
Как начать сочинение? Возможные варианты 4.Во вступлении приводится краткая справка об ученом, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивает, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его работ: Дмитрий Сергеевич Лихачев литературовед, текстолог, академик... Его имя известно всему миру... Его фундаментальные исследования по «Слову о полку Игореве», культуре Древней Руси, философские размышления о Родине и государстве, нравственных истоках, добре и зле, прекрасном и безобразном, о культуре и искусстве снискали славу и уважение. Великим ученым-гуманистом Лихачева сделало само время. Не сразу, не вмиг. А на протяжении немалого срока, ибо вся его жизнь стала непрерывным подвигом неутомимых раздумий о России. Этому и посвящен данный текст...
Как начать сочинение? Возможные варианты 5.Вступительная часть может начинаться с лирического отступления: Долго искал(а) я первую строку... И решил(а) начать словами из текст: «Чтобы понять другою человека, надо увидеть в нем прежде всего хорошее». Что значит понять и у видеть? Но что это увидеть? Разве любой из нас не видит ежедневно? Видеть еще не означает увидеть... Увидеть по-настоящему означает понять, почувствовать «чужие нам. страны», людей, их культуру, искусство. И тогда они станут для нас своими, родными и близкими... «Искусство борется с разобщенностью». И это очень верно. Тому множество примеров...
Что должно быть в основной части сочинения? Вы должны раскрыть основную мысль текста и связать ее с вашей личной позицией: привести аргументы (доказательства), подтвердить примерами. Воспользуйтесь опорными словами и выражениями: оказалось; дело в том, что; об этом свидетельствуют следующие факты; например; очевидно; мне кажется; я думаю (считаю); между тем; известно, что; больше того, нередко; возьмем к примеру. Попытайтесь в своем сочинении соединить анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем. Ответьте на вопрос: С какой целью автор использует метафоры, антитезу, повтор, вводит цитату в текст? Может быть, для того, чтобы точнее, ярче и убедительнее передать основную мысль? Выразить свое отношение к ней?
Чем закончить сочинение? Главное подвести итоги сказанному, сделать выводы. Возможные опорные слова: авторская позиция мне (близка, понятна...); полагаю (разделяю, не сомневаюсь сомневаюсь, утверждаю, убежден; каждому очевидно, каждый понимает (осмысливает); позиция может меняться с годами, но; в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом и т. д.