Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Работу выполнила: учитель биологии МКОУ СОШ 2 Короткова Людмила Алексеевна
Цели урока: 1. Исследовать процессы пищеварения в ротовой полости. 2. Развивать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы 3. Формировать навыки самостоятельной работы в создании презентации. 4. Содействовать воспитанию познавательного интереса к биологии.
План урока: 1. Строение и функции ротовой полости. 2. Зубы человека, их строение и значение. 3. Изменение пищи в ротовой полости. 4. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.
Эпиграф: «Сто болезней входит через рот». (Китайская пословица). Проблема: «Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения?»
Ответы к тесту: Вариант 1: 1а 3в 5в 7а 9а; механический и химический; чтобы пища была полноценной. Вариант 2: 2а 4б 6в 8г 10а; растительную и животную; Необходимое условие роста и развития организма
Критерии оценивания теста 7 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» 4 балла – «3» менее 4 баллов – «2».
Строение ротовой полости: Строение Слюна Язык Зубы
Функции ротовой полости: 1.Механическое измельчение пищи (язык, зубы). 2.Образование пищевого комка (фермент слюны - муцин, язык). 3.Частичное расщепление углеводов (фермент слюны - птиалин). 4. Обеззараживание пищи (лизоцим).
Резцы 4+4=8 Клыки 2+2=4 Малые коренные 4+4=8 Большие коренные 6+6=12 Зубы-костные образования служащие для захватывания, удержания и пережевывания пищи. Количество постоянных зубов – 32. Количество молочных зубов – 20. Зубы мудрости и малые коренные вырастают без молочных предшественников. Виды зубов
Гигиена ротовой полости: - не раскусывать орехи; - не разгрызать кости и твердые конфеты; - не пить холодную воду; - не есть мороженое сразу после горячей пищи.
Регуляция пищеварения: Регуляция Нервная Гуморальная Рефлексы Гормоны Симпатический отдел желудочно-кишечного тракта Парасимпатический отдел эндокринной системы
Лабораторная работа: «Действие слюны на крахмал». Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Пользуясь инструктивной карточкой определите как действует слюна на крахмал:
Пробирка 1: крахмал + слюна + тепло Результат: крахмал не синеет – он превратился в сахар. Пробирка 2: крахмал + вода + тепло Результат: крахмал от иода синеет. Пробирка 3: крахмал + слюна + холод Результат: крахмал от иода синеет (при низкой температуре ферменты слюны на крахмал не действуют).
Сделайте выводы: Как действует слюна на крахмал? Выводы: 1.Под действием ферментов слюны происходит химическое расщепление крахмала пищи. 2.Ферменты действуют только при температуре тела.
Вопросы к презентации 1: Строение и функции ротовой полости. 1.Каково строение ротовой полости? 2. Какие функции ротовая полость выполняет? 3. Какую роль играет язык? 4. Почему необходимо ухаживать за ротовой полостью?
Вопросы к презентации 2: Зубы человека, их строение и значение. 1.Какие типы зубов различают у человека? 2. Назовите части зуба? 3. В чем заключается правильный уход за зубами? 4. Назовите различия в функциях зубов?
Вопросы к презентации 3: Изменение пищи в ротовой полости. 1. Какова роль ферментов в пищеварении ротовой полости? 2. Как действует слюна на крахмал? 3. Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны? 4. Объясните, почему, если долго жевать черный хлеб, он становится сладким?
Вопросы к презентации 4: Нейрогуморальная регуляция пищеварения. 1. Как регулируется слюноотделение? 2. В каком отделе головного мозга находятся центры пищеварения? 3. Как осуществляется гуморальная регуляция пищеварения? 4. Почему нельзя смеяться во время еды?
Закрепление «5» – Учебник стр. 155 «Подумайте» - 1, 2 «4» – Рабочая тетрадь стр «3» – Учебник стр. 154 «ПСЗ» - 3, 6, 9
Итог урока: Что нового узнали на уроке? Какие задачи ставили? Удалось ли решитъ поставленные задачи?
Домашнее задание «5» – приготовить презентацию (5-6 слайдов) «Жизнь и творчество И.П.Павлова». «4» – Рабочая тетрадь стр «3» – Учебник стр , пересказ.