«Частушка - особый жанр русского фольклора, живое наследие предков» Составители: фольклористы- частушечники Руководитель: Н.А. Солдатова
Гипотеза: частушка - поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.
1. значимость русской частушки и недостаточность материала по изучению частушки и её строения. 2. этимология русской частушки.
1. Подбор и изучение литературы о русских частушках как особом жанре русского фольклора. 2.Исследование частушек, распространённых на территории посёлка Сосьва.
В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.
Исследователи считали частушки новым жанром фольклора и их возникновение связывали с эпохой капитализма, другие стремились доказать, что частушки являются довольно древним жанром и их образцы пытались обнаружить в записях XVIII в. Некоторые утверждали, что частушка впервые появилась в городе. Другие, наоборот, родиной частушки считали деревню.
Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырех строчными возникали многострочные в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырех строчная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырех строчные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.
В процессе формирования частушки использовали и другие жанры фольклора, например - пословицы. Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
Главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви. Любовные взаимоотношения молодых людей, всевозможные «сюжеты» этих отношений (встречи, гулянья, размолвки, разлука), разно- образные оттенки чувств и настроений, связанные с этой темой, получили в частушках разностороннее выражение. Частушек на тему любви многие тысячи.
Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.
Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырех строчных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырех строчная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы: парные (аабб), сплошные (аааа) и опоясывающие (абба). Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки. Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двух-частотность, а с другой объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.
Частушка один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двух строчные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку. «Частушка, писал известный собиратель произведений этого жанра В. И. Симаков, выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту»
Тема крестьянской бедности составляет содержание многих частушек. В пореформенное время усилился уход беднейшего крестьянства в город. Этой теме посвящены многие частушки. Большой цикл составляют частушки, созданные в рабочей среде. В них рассказывается об условиях жизни и труда рабочих. Особенно тяжелым, подневольным было положение заводских рабочих Урала. В частушках получили отражение важнейшие военно-исторические события пореформенного времени, эпохи капитализма. Первые исторические частушки были сложены на тему Русско-турецкой войны г. и Японской войны.
В основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выражаемым эмоциям.
В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен. Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием. В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек».
В частушках гиперболы встречаются довольно часто, частушечники употребляют их очень охотно. Это объясняется особенностями, жанровой спецификой частушки. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко. Избегая в создании картин полутонов, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно. Употребление гипербол в таком случае не только возможно, но и совершенно необходимо.
Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.
внимание