Стратегия развития Красноармейского района © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Миссия Красноармейского района Южный промышленный пригород Саратова с хорошими условиями для жизни и отдыха; «Южные Ворота» Поволжья. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Цели по развитию отраслей © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Стратегическая цель 1: Создать благоприятные условия для развития существующих, возникновения новых промышленных предприятий и привлечения инвестиций в промышленность Красноармейского района; стимулировать инициативы предпринимателей и развивать малый бизнес Достижение цели рассчитано на 5-10 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Стратегическая цель 2: Сохранять и развивать культурную самобытность Красноармейска – Бальцера и прилагать максимум усилий к привлечению потомков бывших жителей Бальцера к посещению Красноармейска и инвестициям в традиционные отрасли экономики Достижение цели рассчитано на 5-10 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Стратегическая цель 3: Использовать потенциал и развивать различные виды сервиса (оптовая и розничная торговля, питание, техобслуживание, гостиницы, турбазы, прокат и т.п.) вокруг транспортных артерий национального значения, проходящих через Красноармейский район: Волга, автодорога Саратов-Волгоград, Приволжская железная дорога Достижение цели рассчитано на 3-5 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Стратегическая цель 4 Использовать возможности, которые дает Красноармейскому району близость к Саратову и оперативно решать связанные с этим проблемы Достижение цели рассчитано на 5-10 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию инфраструктуры Стратегическая цель 5 Развивать сотрудничество и способствовать укреплению доверия между работодателями и работниками в Красноармейском районе Достижение цели рассчитано на 3-5 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию отраслей Стратегическая цель 6 Развивать традиционный для Красноармейского района кластер легкой промышленности и содействовать повышению конкурентоспособности предприятий легкой промышленности, расположенных в районе, за счет обеспечения для них лучшего бизнес- климата Достижение цели рассчитано на 5-10 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию отраслей Стратегическая цель 7 Способствовать развитию в районе предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности за счет привлечения внешних инвестиций в отрасль и мобилизации внутренних резервов. Достижение цели рассчитано на 3-5 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию отраслей Стратегическая цель 8 Развивать предприятия стройиндустрии, спрос на услуги которых будет расти в ближайшие годы, для чего в районе имеются необходимые условия Достижение цели рассчитано на 3-5 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Стратегические цели района Цели по развитию отраслей Стратегическая цель 9 Развивать перспективные кластеры машин и оборудования (машиностроения), пищевой промышленности (включая сельскохозяйственные предприятия как сырьевую базу) и создавать благоприятные условия для развития других кластеров и предприятий в Красноармейском районе Достижение цели рассчитано на 3-5 лет © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Особенности структуры экономики Красноармейского района Диаграмма: вклад бюджетообразующих предприятий в бюджет района, 2001 год © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Бизнес-портфель района (-) Проблемы с развитием пищевого кластера; Предприятия недостаточно сотрудничают друг с другом, отсутствует взаимное доверие; Проблемы с управлением персоналом, проблемы с кадрами; Только предприятия текстильно- швейного кластера имеют успешные маркетинговые стратегии (+) Бизнес-портфель дифференцирован; Все кластеры ориентированы на перспективные рынки с хорошим потенциальным спросом; У кластеров имеются достаточные ресурсы для развития; Бизнес-портфель достаточно гармоничен и основан, как правило, на реальных конкурентных преимуществах © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Основные кластеры и группы предприятий Текстильно-швейный; Машин и оборудования; Стройиндустрия (зарождающийся); Производство и переработка пищевой продукции; Транспортный (зарождающийся); Топливно-энергетический © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Сельское хозяйство – значение для района «Страхование рисков» в условиях нестабильной социально-экономической обстановки; Обслуживание саратовского потребительского рынка; Использование территорий района, благоприятных для выращивания сельхозпродукции. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Сельское хозяйство – основные проблемы Вопросы собственности и корпоративного управления в сельхозпредприятиях практически не решены, даже по сравнению с российскими промышленными предприятиями; Длительный период неэффективного управления сельхозпредприятиями привел к серьезному ухудшению качества сельскохозяйственных земель и разрушению инфраструктуры; Низкое качество кадровых ресурсов, прежде всего менеджмента (среднего уровня) в сельскохозяйственных предприятиях; Проблемы с мотивацией работников; Плохая кредитная история большинства сельхозпредприятий мешает доступу к инвестициям. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Сельское хозяйство – рекомендации для предприятий Реформирование собственности на сельхозпредприятия для продажи внешним инвесторам; Постоянная работа менеджмента предприятий над снижением издержек (прежде всего – за счет повышения производительности труда и энергосбережения); Привлечение внешних стратегических и финансовых инвесторов; Развитие в районе перерабатывающей пищевой промышленности – как на базе существующих мощностей, так и с привлечением предпринимателей района, желающих инвестировать свое время и ресурсы в производство; Развитие оптовых торговых фирм в районе; Концентрация внимания руководителей предприятий на конечном потребительском продукте, его потребительских качествах и конкурентоспособности © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Для всех предприятий: программа укрепления доверия и сотрудничества между работниками и работодателями Внедрение современных методов управления персоналом; Организация постоянного взаимодействия работников и работодателей (с участием представителей администрации и местного сообщества) для открытого обсуждения и решения возникающих проблем; Развитие профобразования и программ повышения квалификации. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Инициативы для малого бизнеса Красноармейского района Развитие инфраструктуры вдоль проходящих по району транспортных артерий (автотрасса Саратов-Волгоград, Волга, Приволжская железная дорога); Реализация услуг в области ремонта и строительства, а также производство стройматериалов; Производство некоторых пищевых продуктов, для которых в районе есть особые условия; Занятие свободных ниш в производстве текстильно-швейной продукции; Оптовая торговля и дистрибуция продукцией красноармейских предприятий; Создание предприятий в сфере развлечений, общественного питания и бытовых услуг (очень большая проблема для района); Оптовые поставки в Саратов, Самарскую область и более северные регионы продукции Юга России. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Бизнес-климат района (для предприятий) (-) Практически не развита телекоммуникационная и информационная инфраструктура; Слабо развиты условия для исследований и разработок новых продуктов; Неэффективное управление человеческими ресурсами; Недоверие между предпринимателями и наемными работниками; Отсутствие эффективного обмена информацией и сотрудничества между фирмами; Низкое качество местных поставщиков. (+) Качество автомобильных дорог; Административные барьеры сравнительно низкие; Земельные ресурсы доступны; Администрация идет навстречу пожеланиям бизнеса; Приемлемое качество среднего образования; Низкие издержки на ведение бизнеса; Близость к Саратову – рынки сбыта, поставщики, кадры. © Бауман Инновейшн, август 2002
Приоритеты для власти (в порядке очередности) Предприятия: Финансирование исследований и разработок новых продуктов и налоговые стимулы для этого; Развитие высшего профобразования и укрепление партнерства промышленности с вузами; Упрощение процедур регулирования; Поддержка экспортеров; Развитие инфраструктуры. Предприниматели: Упрощение процедур регулирования; Борьба с монополиями и стимулирование конкуренции; Реформирование налогообложения и поощрение инвестиций. © Бауман Инновейшн, август 2002
Эффективность администрации Мораторий на увеличение численности; Создание совместных с бизнесом и представителями других групп интересов советов и рабочих групп для решения конкретных задач; Логичная и системная оргструктура; Ежегодная постановка и контроль задач; Ежегодный бюджет для деятельности администрации. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Предлагаемые изменения в Администрации Введение должности консультанта по международному сотрудничеству (в перспективе – зам.Главы, информационный центр); Создание группы экономического анализа в рамках экономического блока Администрации для аналитической поддержки реализуемой стратегии; Введение должности консультанта (в перспективе – создание отдела) по эффективному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами; Развитие службы главного архитектора; Реорганизация отдела промышленности в центр поддержки производительности и новых технологий красноармейской промышленности. Реорганизация сельхозуправления. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Совместные группы Администрации, бизнеса и сообщества Постоянно действующие: Совет по развитию промышленности: Управляющий совет по развитию кластера машин и оборудования; Совет по развитию предприятий стройиндустрии; Другие кластерные группы; Совет предпринимателей; Совет по развитию человеческих ресурсов; Создаваемые для решения конкретной проблемы. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МО КРАСНОАРМЕЙСКИЙ Р-Н «Развитие социальной сферы на основе гражданской активности жителей и современного уровня социальных услуг в области медицины, культуры, образования, правоохранительной деятельности» Муниципальное образование КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН Саратовской области
Цель и приоритеты развития социальной сферы Цель: Развитие социальной сферы района, адекватной финансовым возможностям МО и удовлетворяющей основные социальные потребности населения. Приоритеты развития социальной сферы: 1. Поддержка и укрепление семьи (ориентирование на удовлетворение социальных запросов семьи в целом позволит укрепить семью, как основу человеческой жизни, решить демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости, уменьшением количества жителей города и трудовых ресурсов). 2. Сохранение и улучшение здоровья населения (увеличение продолжительности жизни горожан, развитие профилактико- диагностической функции здравоохранения, совершенствование деятельности социальной поддержки населения)
Цель и приоритеты развития социальной сферы 3. Дальнейшее развитие образовательной системы города, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося в городе рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление интеллектуального потенциала муниципального образования). 4. Сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций (формирования российского самосознания населения на основе традиций Саратовской области и Красноармейского МО).
Основные инициативы Развитие инфраструктуры: Телекоммуникации и интернет; Реформирование водоснабжения; Развитие транспортной и обслуживающей инфраструктуры; Земельный кадастр и ГИС, эффективное управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами; Предусмотреть местные налоговые льготы для вновь создаваемых предприятий, стратегически важных для района, а также для «продвинутых» предприятий в области сервиса; © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Основные инициативы (продолжение) Программа международного сотрудничества: Проекты с Германией; Информационный центр для потомков жителей Бальцера; Развитие туризма на базе местных достопримечательностей. Программа развития человеческих ресурсов Красноармейского района; Программа «Южные Ворота Поволжья»; © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Основные инициативы (продолжение) Совершенствование оргструктуры и принципов работы Администрации. Содействие процессу разработки новых продуктов и технологий на предприятиях; Развитие знаний и навыков представителей бизнеса в вопросах привлечения инвестиций; Развитие совместных рабочих групп власти, бизнеса и сообщества. © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002
Реализация стратегии Обсуждение и анализ разработанной стратегии Выбор наиболее актуальных и реальных инициатив (2-3) Реализация выбранных инициатив Оценка результатов реализации инициатив Мониторинг стратегии © Администрация ОМО Красноармейского района, компания «Бауман Инновейшн». Июнь – сентябрь 2002 Организация работы и проведение необходимых изменений в соответствии с выбранной стратегией