Амины. Химия 10 класс Учитель химии: Еманов В.В.
Учащиеся должны знать: строение, классификацию, изомерию, номенклатуру, свойства аминов. Учащиеся должны уметь: устанавливать зависимость свойств от строения на примере аминов; называть амины, определять виды изомерии; составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства аминов.
План урока: 1.Что такое амины? 2. Классификация аминов. 3. Номенклатура аминов 4. Изомерия аминов. 5. Физические свойства. 6. Химические свойства.
Амины - производные аммиака, полученные замещением атомов водорода на углеводородные радикалы. 1.Что такое амины?
NH 2 CH 3 NH 2 C 2 H 5 NH 3 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 4 (NH 2 ) 2 С6Н6С6Н6 NH(CH 3 ) 2 NH 2 CH 3 NH(C 2 H 5 ) 2 N(CH 3 ) 3 NО 2 CH 3 N(C 3 H 7 ) 3 NH 2 CH 3 NH(CH 3 ) 2 NH 2 C 2 H 5 В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Объясните свой выбор. Выделите признаки, на основании которых амины можно разделить на группы. 2. Классификация аминов. Задание 1-ой группе
3. Номенклатура аминов. Задание 2-ой группе В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Дайте названия аминам, используя учебник. Объясните выбор названий. NH 2 CH 3 NH 2 C 2 H 5 NH 3 C 6 H 5 NH 2 C 6 H 4 (NH 2 ) 2 С6Н6С6Н6 NH(CH 3 ) 2 NH 2 CH 3 NH(C 2 H 5 ) 2 N(CH 3 ) 3 NО 2 CH 3 N(C 3 H 7 ) 3 NH 2 CH 3 NH(CH 3 ) 2 NH 2 C 2 H 5
4. Изомерия аминов. Задание 3-ей группе. Изучите предложенные структурные формулы аминов. Предположите, какие виды изомерии характерны для аминов. Сгруппируйте формулы согласно ваших предположений. Объясните свой выбор. CH 3 – NH – C 2 H 5 метилэтиламин
Метиламин, диметиламин и триметиламин – газы; средние члены алифатического ряда – жидкости; высшие – твердые вещества. Низшие амины хорошо растворимы в воде и имеют резкий запах. С увеличением молекулярной массы увеличиваются t кип. и t пл.; уменьшается растворимость в воде. Анилин – маслянистая жидкость, ограниченно растворимая в воде, кипящая при температуре 184˚С. 5. Физические свойства.
6. Химические свойства. Задание для группы 1 В пробирку прилейте 0,5 мл анилина ( Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. = 1,02 г/мл) и 3 мл воды (избыток). Ответьте на вопросы: 1.Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите уравнение реакции. 2.Рассчитайте массу образовавшегося вещества. Решите задачу.
Задание для группы 2 Сколько анилина (в мл) ( чтобы провести реакцию с соляной кислотой и получить 1,3 г хлорид фениламмония? Проделайте эту реакцию, предварительно добавив к анилину 2 мл воды, а затем кислоту. Что наблюдаете? Ответьте на вопросы: Напишите уравнение реакции. Решите задачу. = 1,02 г/мл) нужно взять,
Задание для группы 3 В пробирку прилейте 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтайте. Что наблюдаете? Какую реакцию можно провести из данной цепочки превращений: ацетилен - бензол - нитробензол - анилин - хлорид фениламмония. Проделайте её. Запишите те уравнения, из цепочки превращений, которые отображают химические свойства аминов.
Химические свойства аминов. Основные свойства Реакции окисления Взаимодействие с водой Горение Взаимодействие с кислотами Реакция бромирования Реакции замещения (для ароматических аминов) Реакция нитрования Химические свойства аминов.
Основные свойства аминов.
Вопрос: Аммиак или амины обладают более сильно выраженными основными свойствами? Вопрос. У фениламина (анилина) ожидается усиление или ослабление основных свойств по сравнению с аммиаком и метиламином? C 6 H 5 NH 2 < NH 3 < RNH 2 < R 2 NH
4СH 3 NH 2 + 9O 2 = 4CO H 2 O + 2N 2 Тренировка: 1)(СН 3 ) 2 NH +O 2 Горение Реакции замещения NH HNO 3 (HO – NO 2 ) NH 2 NO 2 O2NO2N + 3 H 2 O , 4, 6 - тринитроанилин анилин
Подведем итоги урока...
Выучить § 16, упр. 8 с.122 Приготовить сообщение-презентацию «Получение и применение аминов»