Урок в 8 классе с использованием малых средств информатизации- калькуляторов «CASIO» г. Комсомольск – на- Амуре 2008год
Цель урока: сформировать представление о количественных отношениях в химии и с помощью калькулятора «CASIO» закрепить полученные знания. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения. Методы: эвристическая беседа, поисковая деятельность, соревновательный. Техническое оснащение: мультимедиа- аппаратура, калькуляторы « CASIO», ЦОР, таблица «Физические величины».
сформировать знания учащихся о физических величинах:«количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро», «число молекул»; единицах измерения - «моль», «грамм на моль»; установить взаимосвязи между величинами; совершенствовать навыки работы с калькуляторами «CASIO» ; создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся, самостоятельности; воспитывать информационную культуру и повышать мотивацию учащихся к предмету.
1.Организационный момент Каждый человек талантлив по-своему. Важно лишь открыть в себе эти таланты и возможность проявить себя в любых видах деятельности. 2. Подготовка к познавательной деятельности. Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы. Чем необычен этот вопрос ?
Расскажу сегодня, что ли, О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех Просто паника у всех…. Ну а в химии- изволь! Есть другое слово «МОЛЬ»
При покупке сахара мы определяем его __(массу) при помощи весов, пользуясь единицами измерения -- (килограммами, граммами).
При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)
В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц - с так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.). Для того чтобы выражать количество таких частиц, ввели единицу количества - моль. 1 моль - это такое количество любого вещества, которое содержит столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в 12г нуклида углерода -12. Экспериментально найдено, что число структурных элементов, отвечающих 1 моль, равно 6, (постоянную 6, моль -1 называют постоянной Авогадро).
Прост, как небо и трава, Моль любого вещества. Но трудна его дорога: В моле так молекул много! Итальянский физик и химик Амедео Авогадро ( )по образованию был юристом, а математику, физику и химию изучил самостоятельно и настолько хорошо, что преподавал их в университете. Авогадро вел правильный и размеренный образ жизни, он был отцом восьми детей. Глубоко презирал роскошь и был равнодушен к своим заслугам и известности.
В ПУСТЫНЕ САХАРА СОДЕРЖИТСЯ МЕНЕЕ ТРЕХ МОЛЕЙ САМЫХ МЕЛКИХ ПЕСЧИНОК. ЕСЛИ ВЗЯТЬ МОЛЬ ДОЛЛАРОВ БУМАЖЕК ОНИ ПОКРОЮТ ВСЕ МАТЕРИКИ ЗЕМЛИ ДВУХКИЛОМЕТРОВЫМ ПЛОТНЫМ СЛОЕМ Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению.
В сосудах находятся вещества разной массы, однако количества вещества во всех случаях одинаково, а именно 1 моль. Следовательно, в каждом из этих сосудов находится одинаковое число структурных частиц- 6,0210²³
У ЭТОЙ ПОРЦИИ ВЕЩЕСТВА ЕСТЬ МАССА, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ МОЛЯРНОЙ МАССОЙ. ОБОЗНАЧАЕТСЯ М, НАХОДИТСЯ ПО ФОРМУЛЕ М = m/n. ПРЕДПОЛОЖИТЕ, В КАКИХ ЕДИНИЦАХ БУДЕТ ИЗМЕРЯТЬСЯ МОЛЯРНАЯ МАССА? МОЛЯРНАЯ МАССА ПО ЗНАЧЕНИЮ СОВПАДАЕТ С ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ ИЛИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МАССОЙ, НО РАЗЛИЧАЮТСЯ ЕДИНИЦАМИ ИЗМЕРЕНИЯ (М – Г/МОЛЬ; Mr, Аr - безразмерные величины ичины) ичины)
Формула Относитель ная молекуляр ная масса (M r ) Количест во вещества (n, моль)) Молярная масса (М, г/моль) Масса (m, грамм) Количество частиц (N) H2OH2O 181 6, CO 2 3,75 NaCl 72,5 m = n M, n = m/M, М = m/n, М = М ґ n = N/N A, N = n N A, где N A = 6, моль -1
Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока: если продавщица хорошо училась в 8 классе, то она быстро посчитает масса(ΝаĊΙ)= 58,5(г/моль) 10 (моль)=585г. После чего она взвесит соль в пакет и вежливо скажет: «Платите в кассу».
Дома попытайтесь ответить на вопрос: в походе мальчики первого отряда убили одну моль и одного комара, а мальчики второго отряда убили один моль комаров. На что была бы похожа палатка второго отряда после побоища, если бы комары вели себя как молекулы газа.( масса комара =0,01г.)
Ответ: один моль комаров – это 6, комаров. Если один комар весит 0,01г, то один моль комаров имеет массу: 6, ,01 (г)=6, тонн. Палатку после побоища не было бы видно. Впрочем, не видно было бы и всю страну, в которой происходил этот поход- все было бы завалено комарами. Число Авогадро- это невообразимо большое число.
Хоть выйди ты не в белый свет А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков.
Творческая группа учителей: Волобуева Т.Э Мирошниченко Е.В. Немытькова А.В Решетникова О,Д Рыбакова Т.В. Цой Э.Ч.