Санкт-Петербург Фрунзенский район ГОУ СОШ 603 Автор – Лобанова Марина Петровна, учитель литературы Презентация к уроку литературы в 10-м классе «Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина»
Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу… А.С.Пушкин Автор презентации – Лобанова Марина Петровна, учитель ГОУ СОШ 603. Санкт-Петербург год
Эволюция - развитие, процесс изменения кого-чего- нибудь от одного состояния к другому Лирика - один из трёх родов художеств. литературы, в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Вывод: Цель урока – рассмотреть развитие, процесс изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни.
Слово Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания… Рабство Свобода Воля, вольность, независимость Небо, воздух, море, корабль, птица… Синонимы, лексическое значение Ассоциации и/или символы
Название Год. Период жизни и творчества Жанр Цитата Форма свободы/ несвободы Отношение автора к свободе и рабству «Вольность» «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» Тирания 1817 Петербургский период Ода Жанр 18 века «Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения.
«К Чаадаеву» 1818 Петерб. период Послание «свободою горим» «звезда пленительного счастья» «на обломках самовластья напишут наши имена» Самовластье Юношеское представление о свободе как о романтическом идеале.
«Деревня» 1819 Петерб. период. Михайловское Пастораль. Гражданская лирика «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» «Барство дикое» «рабство тощее» Надежда на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.
«Узник» 1822 Южная ссылка. Кишинев Народная песня «Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный свободой орел молодой» Заключе ние тюрьма Свобода – извечная мечта народа. Нельзя заключить в тюрьму мечту о свободе УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
« Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Луки) «На днях я закаялся и, смотря и на Запад Европы, и вокруг себя, обратился к Евангелию и произнес сию притчу в подражание басни Иисусовой». (Из письма Пушкина)
Изыде сеятель сеяти семена свои Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя – Но потерял я только время, Благие мысли и труды… Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
«Свободы сеятель пустынный» 1823 Южная ссылка Притча (иносказание) «Я вышел рано» «К чему стадам дары свободы?» Духовное рабство народа и политическая слепота дворян «Рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности». Учебник. Стр. 111
«К морю» 1824 Север. ссылка. Воспоминание о поездке на Кавказ Романтическое послание к свободной стихии «Я был окован… могучей страстью очарован» «Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, Там на страже, уж просвещенье иль тиран». Социальная и личная зависимость Свобода сохранилась лишь в мире природы, в мире людей она утрачена
АНЧАР В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной... К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный…. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. * Древо яда.
«Анчар» 1827 середина жизни Легенда. (Жанр фольклора) «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки» тирания/ рабство духовное «Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей «Раб не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. …«Анчар» одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света». ( Из статьи Ю.Лотмана)
Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова 1 Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права Hamlet. Из Пиндемонти
(Из Пиндемонти) 1836 Последние годы (борьба за личную свободу) «Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно?» Мирская и духовная власти. Свобода как личная и духовная независимость «Отсутствие политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы личной». «Человек – цель политики». Мирская власть должна обеспечить права личности Религиозно-философская лирика
«Вольнос ть» 1817 Петер- бургский период Ода (жанр 18 века) «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» Тирания «Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения. «К Чаадаеву» 1818 Петерб. период Послание «свободою горим» «звезда пленительного счастья» «на обломках самовластья напишут наши имена» СамовластьеЮношеское представление о свободе как о романтическом идеале. «Деревня» 1819 Петерб. период. Михайловское Пастораль. Гражданская лирика «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» «Барство дикое» «рабство тощее» Надежда на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя. «Узник» 1822 Южная ссылка. Кишинев Народная песня «Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный свободой орел молодой» Заключение тюрьма Свобода – извечная мечта народа. Нельзя заключить в тюрьму мечту о свободе «Свобод ы сеятель пустынны й» 1823 Южная ссылка Притча (иносказан ие) «Я вышел рано» «К чему стадам дары свободы?» Духовное рабство народа и политическая слепота дворян «Рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности». Учебник. Стр. 111 «К морю» 1824 Север. ссылка. Воспоминани е о поездке на Кавказ Романтическо е послание к свободной стихии «Я был окован… могучей страстью очарован» «Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, Там на страже, уж просвещенье иль тиран». Социальная и личная зависимость Свобода сохранилась лишь в мире природы, в мире людей она утрачена «Ан чар » сер еди на жиз ни Лег енд а. (Жа нр фо льк лор а) «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки» тирания/ рабство духовное «Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей (Из Пиндемонти) 1836 Последние годы (борьба за личную свободу) Религиозно- философская лирика «Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно?» Мирская и духовная власти. Свобода как личная и духовная независимость «Отсутствие политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы личной». «Человек – цель политики». Мирская власть должна обеспечить права личности
Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина Тема свободы и рабства – одна из ведущих тем в творчестве А.С.Пушкина. К ней он обращался на протяжении всей жизни, поэтому по стихам поэта можно проследить эволюцию его взглядов на свободу и рабство. «Вольность» (Из Пиндемонти) 1817 Южная ссылка. Северная ссылка 1836 Петербург Ода – Послание - Народная песня – Притча – Легенда – Религиозно-философская лирика Осуждение тирании Осуждение мирской власти «Свобода мира» Личная свобода Государственный Нравственный закон Божественный закон Идеал Законопослушное Гуманистическое государство общество