Проблема формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативности воспитательно- образовательной деятельности. Учитель биологии СОШ 5 Богдашева Ирина Владимировна.
«Корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще К.Д.Ушинский отмечал, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Условия развития познавательной деятельности. Это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. 2. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку. 3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом.
Условия развития познавательной деятельности. 4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. 5. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать. 7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету
Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе. а) Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. б) Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика.
Практика использования форм и методов обучения – источников мотивации учения. Стремлюсь организовать любой урок так, чтобы вовлечь учеников в процесс самостоятельного поиска. Лишь в том случае, когда учащиеся решают задачи проблемного характера, они становятся вовлеченными в процесс «открытия» новых знаний.
Работа на уроках в творческих группах тоже способствует развитию познавательной деятельности. Так в 8 кл. на уроке «Человеческие расы» дети самостоятельно в группах составляют фоторобот человека определенной расы, предварительно получив задание из фрагментов таблицы составить его словесное описание.
При изучении в 6 классе темы «Покрытосеменные» я ставлю перед учащимися такую проблемную задачу: «Что позволило покрытосеменным занять господствующее положение на Земле?»
учащимся приходится восстановить в памяти материал, касающийся цветковых растений. И только в процессе анализа- синтеза, выдвижения различных гипотез, обобщения, самостоятельно сделанных выводов учащиеся решают данную проблемную задачу.
6 класс Тема «Удобрения» На одном картофельном поле в момент интенсивной вегетации отмечено пожелтение листьев, на другом таких явлений не наблюдалось, но был собран небольшой урожай клубней малых размеров. Чего, по-вашему, не хватило растениям? Предложите возможное решение данной проблемы во избежание её в дальнейшем.
Порой в учебниках материал излагается скучно и однообразно. И для того, чтобы развить интерес у учащихся, привлекаю массу дополнительной литературы, факты из истории науки, занимательные факты.
Например, интересные научные факты влияния музыки на все живое: Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть. В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», и т.д. Примерно то же самое существует в Японии, в Индии.
В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков. Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается лучшая водка «сакэ».
Возможность использования на уроках видеоматериала, электронных пособий также является мотивацией познавательной деятельности.
На последующих уроках срабатывает обратная связь учитель-ученик, когда учащиеся, заинтересованные научно- популярными передачами «В мире животных», «Естественный отбор», приводят интересные факты, делают сообщения по теме.
В своей практике я стараюсь проводить нестандартные уроки: урок- соревнование, урок-игра, урок-путешествие, урок- КВН, интегрированный урок.
Например, урок-имитация «Генетическая консультация» не только закрепляет знания основных законов генетики, но и развивает познавательный интерес, воспитывает нравственные качества и чувство ответственности.
Немаловажное значение в мотивации к учению имеет и оценка. Она должна не только отражать соответствие знаний ученика определенным стандартам, но, в большей степени, показывать ученику его рост относительно самого себя.