© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Цели познавательной деятельности: знать, что представляет собой атмосфера Земли; знать, что представляет собой атмосфера Земли; из каких газов она состоит; из каких газов она состоит; © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты; как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты; чем создается чем создается атмосферное давление; уметь объяснить принцип действия шприца. уметь объяснить принцип действия шприца. © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Существует ли давление газа, аналогичное давлению столба жидкости? Существует ли давление газа, аналогичное давлению столба жидкости? Какой столб газа давит на человека? Какой столб газа давит на человека? Какова причина действия столба воздуха на тела? Какова причина действия столба воздуха на тела? Почему мы не замечаем давления газа? Почему мы не замечаем давления газа? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
АТМОСФЕРА – это газовая оболочка, окружающая Землю (греч.) атмос – пар сфера - шар © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Химический состав сухого воздуха у земной поверхности ГазОбъёмная концентрация, % Азот N 2 Кислород O 2 Аргон Ar Углекислый газ CO 2 Неон Ne Гелий He Метан CH 4 Криптон Kr Водород H 2 78,08 20,95 0,93 3,5 · ,8 · · · ,1 · · © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Воздух = азот (78 %) + кислород (21 %) + другие газы Чтобы молекулам газа выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость - 11,2 км/с © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
m воздуха в пределах 15 км над Землей При 0 °С на уровне моря ρ воздуха = 1,29 кг/м 3 h => ρ воздуха При 0 °С на уровне моря ρ воздуха = 1,29 кг/м 3 h => ρ воздуха h атм несколько тыс. км © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
F = gm P = gm © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Как на опыте доказать, что воздух обладает массой? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Что заставляет подниматься воду? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Что будет происходить, если в широкий сосуд с водой опустить трубку из которой был откачен воздух ? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Цель эксперимента : наблюдать проявления атмосферного давления. © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Экспериментальная задача: объясните принцип действия такого широко известного инструмента, как шприц. © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Оборудование: шприц шприц стакан с подкрашенной водой стакан с подкрашенной водой © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Указания к выполнению работы: 1. Опустите шприц в стакан с водой; 2. Потяните поршень вверх. Вопрос: Почему вода поднимается за поршнем? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Подведение итогов: Что представляет собой атмосфера земли? Что представляет собой атмосфера земли? Из каких газов она состоит? Из каких газов она состоит? Почему молекулы газов, Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли, не улетают в космическое пространство? Как изменяется плотность Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты? © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ 5» г. Минусинска
Домашнее задание А. § 40, 41 (с ); Б. задание 10 (с ); В. упр. 17 (с. 98), упр. 18 (с. 100).