Урок литературы в 7 классе Древнерусская литература Ермолай- Еразм « ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ».
Урок в 7 классе ТСОШ 2 учитель литературы Есаулова О.Ю. Урок развивающего обучения по литературе Задача: 1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника. 2)Развивать умение работать с текстом(работа с карандашом); Навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам; 3) Обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом ( работа с таблицей)
Ермолай-Еразм Повесть о Петре и Февронии Муромских
Цель урока: Познакомиться с произведением древнерусской литературы. Определить проблематику повести. Выявить новаторство Ермолая- Еразма в создании характера героини. Расширить понятие эпизода эпического произведения. Развивать аналитические умения и письменную речь.
Опрос по пройденному материалу «Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное или литературное произведение? Почему? Можно ли назвать это произведение житием? Что значит «повесть», почему это произведение называется повестью?
Анализ произведения К какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»? Что значит эпический род? Главные его признаки? Какие признаки эпического рода можно выделить в «Повести о Петре и Февронии»?
Анализ произведения Что значит понятие «эпизод»? Выделите основные эпизоды в произведении.
Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания) основные эпизоды повести: 1.Проделки дьявола 2.Отчего смерть змея приключится..3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. 4.Агриков меч найден. 5. Змей убит. 6.Мудрая девушка из села Ласково. 7.Условие Февронии и исцеление.
8. Заговор против княгини Февронии. 9. «Дайте то, что я прошу!» 10. Прозорливость Февронии. 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение. 12. «Приспело время преставления». 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.
Анализ эпизода эпического произведения 1) Озаглавить эпизод. 2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный) 3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета. 4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно. 7)Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором. 5)Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
Классное сочинение аналитического типа на тему « Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе»
Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. А. С. Дёмин
Закрепление изученного материала Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем- Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна.
Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Основные особенности повести Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития. Найдите признаки жития в повести.
Что вам напоминает начало повести? Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.
Признаки сказкиЧерты жития Работа в рабочей тетради.
Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность. Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь? К кому обращается Феврония в трудные минуты? Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными? Почему после её смерти происходят чудеса?
Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
Прочитайте финал повести. Какое впечатление оно производит? Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие. Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Признаки сказкиЧерты жития 1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей- искуситель. 4.Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. 5.Есть загадки, хитроумные задания-испытания. 6.Есть волшебные вещи: Агриков меч. 7.Есть постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»). 1.Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). 2.Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Божьим». 4.Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных). 5.Необычная смерть и посмертные чудеса. Заполнить таблицу:
Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости. Тема – история любви. Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.
Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии
8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев
Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии ( г.)
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д. С. Лихачёв.
Домашнее задание 1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести. 2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?
САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов(понятие: фольклор»,«литературное произведение»,«эпизод»,«эпическое»,«повесть»,«сказка», «житие»,«стиль писателя»,«средства языка», « пейзаж», «интерьер», « зачин», « финал», « эпитет», «образ»,»тема», «идея». Преобразование учебного материала строится на расширение системы понятий: «эпизод эпического произведения».Дается план анализа эпизода эпического произведения. Учебная деятельность организована на развитии познавательных потребностей: используется учебно- поисковая деятельность - работа по тексту, умение выразительно прочитать или сжато пересказать, чтобы ответить на вопрос; анализ эпизодов, умение пользоваться основными терминами. Работа на уроке организована так, что дается ряд понятий, значение их определяется ( если есть необходимость),по словарю литературоведческих терминов.
Мотивом для дальнейшей работы является развитие навыка владения словом; умение дать толкование, выявить представление ребенка о лексическом значении того или иного слова, составляется словарь: благочестие верность Святой Преподобный Похвальное слово Исцеление Кладезь Всепобеждающее чувство; Усвоение нового материала состоит из различных способов действия: проводятся операции по разделению текста на эпизоды; сопоставление произведения по жанру («сказка», «повесть», « житие»); сравнительная характеристика произведения( элементы волшебной сказки и жития); составление таблицы; письменная работа по закреплению изученного материала и навык творческой письменной работы нравственного характера.
В качестве контроля, во-первых, дается домашнее задание творческого характера. Во- вторых, проходит рефлексия в конце урока. Дети дают оценку своей работе, сравнивая самостоятельное решение задания с таблицей и планом, предложенными учителем, выявляются и обсуждаются недочеты. Контрольно- распределительная деятельность, которая положена в основу уроков развивающего характера, действует в течение всего урока. Взаимодействие: УЧЕНИК-УЧЕНИК в ходе обсуждения, дискуссии по проблемным вопросам нравственного характера в произведении( работа с эпиграфом в начале урока и над высказыванием Д.С.Лихачева в конце урока) дает свой результат: учащиеся делают выводы и определяют связь с жизнью, с современностью, обмениваются своим мнением. Взаимодействие: УЧЕНИК- УЧИТЕЛЬ дает возможность направлять работу по анализу произведения в лингвистически- литературоведческое русло, не отвлекаясь на дословный пересказ, целенаправленно достигать цели, поставленной учителем в начале урока и учеником, для которого мотивом и целью должно быть получение новых знаний, закрепление предыдущего материала и осмысление изученного на уроке.