Русский язык 11 класс Учитель Кумпинь Светлана Николаевна БОУ г. Омска «Гимназия139» ( Слайд 17)
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены). 1. Врубель был необычным и очень интересным художником. 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое. 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
1. Врубель был художником 2. Соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое 3. Он всматривается и видит 4. Чудеса встречаются и замечаются
Индивидуальный маршрут повторения темы «Грамматическая основа предложения» Подлежащее - § 4 с.142 уч. под ред. Малышевой Сказуемое - § 5 с ; упражнения с с самопроверкой
Знаки препинания при однородных членах предложения
Сочинительные союзы 1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и, как…так и, ни…ни; 2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то; 3) противительные: а, но, да=но, однако, зато
1. Врубель был необычным и очень интересным художником. [- 0 и 0 =] - II-4) 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное, жизнь и мифология, зримое и фантастическое. [ = 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]- I-5) 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. [ и 0 и 0 0 и 0] - II-7) 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу, но плохо замечаются обычным зрением. [ - хотя и 0, но 0 ] - I-3)
Правила и схемы: I. Разделяются запятыми однородные члены: 1)Не соединенные союзами; [,, ] 2)Соединённые противительными союзами а, но, да(=но), зато, однако, хотя (с уступительным значением); [, а ] но и др. 3)Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как...так и; не только...но и; не столько...сколько; хотя и...но; если не...то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза; [ как, так и ]. [ не только, но и ]. [ не столько, сколько ]
4) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них или перед частью; [, и, и ]. [ и,, и, и ]. или или или [, и, и,, ]. 5) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами. [ и, и ]
II. Не разделяются запятой однородные члены : 1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.); 2)Устойчивые выражения: о том о сём; за всё про всё; то сё; про то про сё и т.п.; 3)Фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.; 4)Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами; [ и ]. можно использовать союзы "и" "или" "либо". Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится!
5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство; [ и, и ] 6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. 5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство; [ и, и ]. 6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится; [ ли...или ]? 7)Разные ряды однородных членов; [ и и ]. [ и и и ]. [ и или(либо) и ]. Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.
III. Разделяются тире(-) 1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и второе сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие; [, и ]. 2) При пропуске союзов а, но [ ]. IV. Обобщающие слова при однородных членах 1) [ :, и, и ]. [, а именно:,, ]. можно "как-то" "например" 2) [,, ]
[,, словом, ] 3) [ :,,... ]. 4) [ :,, ]. (В деловой и научной речи )
1в. 1) [ 0 и 0 0 и 0 -] II -7) 2) [и 0, и 0, и 0 - = 0 и 0] I- 4) и II-4) 3) [- = 0, 0 0, 0 0 и 0] I-1) и II-4) 4) [- = как 0, так и 0 ] I-3) 2в 1)[- 0 и 0 0 и 0 ] II -7) 2)[- = 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0] I-5) 3) [- = не только 0, но и 0 ] I-3) 4) [ 0, 0, 0 = 0 и 0 ] I-1) и II-4)
3в. 1)[ 0 и 0 = 0 и 0] II -7) 2) [- или 0, или 0, или 0 ] I- 4) 3) [0, 0 да 0] I-1) и II-4) 4) [- = ни 0 ни 0] II-3) 4в 1) [0 и 0 = 0 и 0] II -7) 2) [- = 0, 0 и 0 ] I-1) и II-4) 3) [- 0, 0 0, 0, 0] I- 1) 4) [ 0 – и 0 ] II- 4)
Ключи к тестам 1 вариант 1 – вариант
Домашнее задание Учебник под ред. Малышевой теория с , письменно упр.99, сверить с ответами, с – задания в формате ЕГЭ прорешать и сверить с ответами, вопросы. По пособию под ред. Сениной проанализировать на примере с 1 по 10 вариант задания А5, А19, А25, В6 и В8 и подумать, как они связаны с темой «Однородные члены предложения».