Педагогическое мастерство и педагогическое творчество copyright© МОУ "СОШ 58" г. Магнитогорска, 2009 г., Евтюхина О.А.
Что такое педагогическое творчество? «Деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» С. Рубинштейн «Сложнейшее преобразование человеком человека» В. Кан Калик Выраженная свобода проявления человеческого духа, не поддающаяся научному анализу и т. д.
Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, основанная на способности создавать, созидать, преобразовывать
П. П. Блонский «Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление…»
Обоснование сущности понятия «Педагогическое творчество» Субъект (педагог) Объект (учащийся( Предмет совместной деятельности Цель (результат творческого подхода)
Структурная модель педагогического творчества Неординарность и мобильность мышления в сочетании с тонкостью наблюдения Волевое напряжение Эмоциональный подъем, вдохновение Широта кругозора
Творчески работающий педагог = мастер? Мастер = творчески работающий педагог?
Информационно-воспроизводящий (Кто я? Что я могу?) Адаптивно-прогностический (Кто я? Что я могу?) Рационализаторский (Как сделать лучше? Какие формы, методы, средства дают оптимальный результат?) Исследовательский (Кого я формирую? Что такое результат моей деятельности?) Креативно - прогностический ( Кого я формирую? Что такое результат моей деятельности?)
Д.С. Лихачев «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»
К.С. Станиславский «Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество…»