Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от
Структура Рабочей программы составляется с учетом: требований федеральных государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); познавательных интересов учащихся; выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Структура Рабочей программы включает следующие компоненты: 1.титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 6. формы и средства контроля; 7. перечень учебно-методических средств обучения.
Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Титульный лист Рабочей программы должен содержать: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения и согласования программы (таблица 1); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), в котором изучается учебный курс, предмет, курс, дисциплина (модуль); год составления программы.
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Котельникова Н.П. Протокол ___ от «____»____________2010 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ 55 г. Чебоксары ___________ Медяева О.В. «____»____________2010 г. «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ 55 г.Чебоксары» __________ А.Н. Мулгачев Приказ ___ от «___»_______________2010 г.
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается: название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений; изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование; название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; - количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; - формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями). Учебники, рабочие тетради, пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.
Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей- результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения 1. п/п 2.Наименование раздела и тем 3.Часы учебного времени 4.Плановые сроки похождения 5.Примечание
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно- методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Сроки: Первый этап – до 25 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с курирующим заместителем директора по учебно- воспитательной работе; Второй этап – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и выносится на утверждение руководителем образовательного учреждения.
Рабочая программа составляется ежегодно, по каждому предмету для каждого класса.