М АСЛЕНИЦА Учитель школы 2 Ясская Л.Б.
Масленица – это православный христианский праздник, ранее считавшийся языческим Отмечается в России, Белоруссии, Украине в 2010 году с 8 по 14 февраля Празднование проходит в народных гуляниях. По старой традиции пекут блины, ходят в гости, устраивают застолья. Этот праздник связан с Великим постом
З НАЧЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ Для славян Масленица долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Ма́сленицу называют сырной неделей. Праздник связан с проводами зимы зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед весны Великим постомВеликим постом, и за семь недель до Пасхи.Пасхи
До Крещения Руси Крещения Руси (введения христианства) Масленица отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия,Весеннего Равноденствия и 7 дней после этого дня. Масленица это время, когда пробуждается Природа и Солнце, в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.
Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.блины
Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.олнца
П ОНЕДЕЛЬНИК В народе каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
В ТОРНИК Вторник заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас- де горы готовы, и блины испечёны просим жаловать».
С РЕДА Среда лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.зятьтёща
Ч ЕТВЕРГ Четверг широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям кулачным боям, шумным пирушкам.
ПЯТНИЦА Пятница тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
С УББОТА Суббота золовкины посиделки. Молодые невестки невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой- нибудь подарок.золовок
В ОСКРЕСЕНЬЕ Последний день Масленицы прощёное воскресенье.прощёное воскресенье Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: « Бог простит, и я прощаю ».
Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
И НТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Подобные праздники есть и в других странах. В католических странах этот праздник называется карнавал. Он отмечается, как и Масленица, в последнюю неделю перед Великим постом.карнавал
Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед Великим постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем".
Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом справляется".
Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.
А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей- нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.
Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. В последний день масленицы на базарную площадь еще с утра собирались все крестьяне, от мала до велика. Начинали с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А заканчивалось тем, что все дрались, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Многие бойцы уходили с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них были разодраны в клочья.
Жители маленьких провинциальных городков и деревень становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка. Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
Племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке: Прощай, честная Масляна! Коль быть живым, увидимся. Хоть год прождать, Да ведать-знать, Что Масляна придет опять...