Методическое сопровождение муниципального уровня как условие оптимизации образовательного процесса в ДОУ
Оптимизация обучения научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени. Ю.К. Бабанский
Принципы: Использование системного подхода к изучению образовательного процесса… Учет индивидуальных особенностей обучаемых при построении образовательного процесса. Направленность теории не только на оптимизацию процесса обучения, но и учения… Динамичность теории оптимизации…
Способ оптимизации обучения взаимосвязанная деятельность педагога и ребенка, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных нормативов затрат времени, т.е. без перегрузки детей и педагогов.
Целостный процесс оптимизации процесса обучения Задачи Содержание Методы Средства Формы
Оптимизация образовательного процесса в ДОУ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования
Проблема: … отсутствуют, либо не определены методические подходы (механизм) введения новшества в образовательную практику.
2010 – 2011 учебный год Управленческий проект по введению в действие ФГТ Цель - результат: разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2011 – 2012 учебный год Муниципальный проект «Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ» (в условиях реализации ФГТ) Цель: создание методических условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии ФГТ.
Методическое сопровождение: Районные профессиональные объединения Муниципальные опытно-педагогические площадки Муниципальные опорные дошкольные образовательные учреждения Семинары-практикумы одного дня (на базе ДОУ района, РМЦ) Курсы повышения квалификации (региональные, муниципальные)
Профессиональные объединения Школа заведующих ДОУ Тема: «Мониторинг качества дошкольного образования» Результат: Программы мониторинга (условия, результат) Постоянно действующий семинар педагогов ДОУ, НШС Тема: «Интеграция содержания дошкольного образования» Результат: Сценарии НОД (межпредметная, внутрипредметная интеграция) Постоянно действующий семинар педагогов ДОУ, НШС Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ» Результат: Технология Диагностика Анализ ПРС Перспективный план руководства с/р игрой Проблемная группа педагогов ДОУ Тема: «Комплексно- тематический принцип построения ОП в ДОУ» Результат: Календарь событий КТ планы (по темам)
Семинары – практикумы одного дня (ДОУ, РМЦ) «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ» «Современные формы обучения дошкольников (непосредственно образовательная деятельность)» «Мониторинг результатов освоения ООП ДОУ» «Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества» «Портфолио в детском саду»
Опорные дошкольные образовательные учреждения Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей 5-7 лет как фактор успешной готовности их к школе» (Федоровский детский сад) Тема: «Интеграция содержания дошкольного образования» (Большегондырский детски сад) Тема: «Проектная детская деятельность как условие повышения познавательной активности дошкольников» (Куединский детский сад 2)
Опытно-педагогические площадки Тема/ ДОУРезультат «Комплексно-тематическое планирование ОП в ДОУ» (Урталгинский детский сад) Формы перспективного и оперативного планирования «Оптимизация форм и методов обучения дошкольников навыкам сотрудничества» (Куединский детский сад 4) Картотека сценариев, конспектов НОД (I, II этап обучения сотрудничеству) Картотека игр, игровых упражнений (во время режимных моментов) Музыкальные досуговые формы «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» (Куединский детский сад 1) Программа исследовательского обучения: подпрограмма «Тренинг», подпрограмма «Детское исследование», подпрограмма «Мониторинг». «Создание условий для развития коммуникативных умений дошкольников посредством театрально- игровой деятельности» (Куединский детский сад 3) Технология О.В. «Театрализованные игры в детском саду» Технологические карты Диагностика : театрально-игровых умений, умений в соответствии позиций: зритель, артист, режиссер, оформитель, сценарист, взаимодействие…
Формы работы с педагогами: Совместная деятельность районного методиста и руководителей ПО Совместная деятельность руководителей ПО Совместная подгрупповая деятельность Самостоятельная педагогическая деятельность
Технология формирования субъектной позиции педагога Деятельностный подход Диалог, полилог Игровое моделирование Коллективное решение проблемных педагогических ситуаций Мозговой штурм Сравнение, сопоставление Анализ, рефлексия
Результаты: Методические подходы к разработке: ООПДО Комплексно-тематического построения (планирования) образовательного процесса Программы мониторинга качества условий и результата Реализация методов, технологий: Проектный Исследовательский Моделирование Освоение авторских игровых технологий, апробация их в образовательной практике с детьми Освоение и реализация технологии обучения дошкольников навыкам сотрудничества
Проблемы: Определение перспективы образовательных задач Совместная деятельность, НОД Мониторинг результатов освоения ООПДО: - для воспитателей: педагогическая диагностика (определение пакета д/инструментария) - Для руководителей: мониторинг качества процесса (определение подобъектов, критериев, показателей) ! Программно-методическое обеспечение ОП: - Занятия по «методичкам прошлого века» + Совместная деятельность (КТП НОД, РМ) – «методички двадцать первого века»