Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации Учитель музыки МБОУ СОШ 4 Светлана Борисовна Ткаченко
Музыкальное мышление ребенка созидание исполнение восприятие
1. Опора на музыкально-эстетическое мышление. Импровизация путем выражения в пении различных характеров, настроений. У детей появляется интерес к продукту своей деятельности. Формируется эстетическое отношение к музыке вообще.
2. Опора на музыкально-теоретическое мышление Упражнения вроде вокальной импровизации последовательностей звуков с названием нот или ладовых ступеней в медленном темпе, без внимания к ритму и форме возникающей мелодии. Начинает работать музыкальное мышление, опирающееся на слуховые представления.
3. Опора на художественно-образное музыкальное мышление. Импровизация разнообразных телодвижений к пению, игре на музыкальном инструменте. Ритмические импровизации Создание мелодий к стихотворениям. Основная деятельность – игровая.
Стимулы к творческому восприятию искусства: Создание проблемных ситуаций на уроке; Своеобразие ответов; Стремление самому задавать вопросы учителю; Собственные предположения о характере того или иного музыкального произведения.
Учитель должен: Создать в классе непринужденную атмосферу; Уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла; Поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Методы и приемы, развивающие творческий потенциал учащихся: Метод расширения Метод сочинение сочиненного Метод моделирования художественно-творческого процесса
Метод расширения Возможное развитие художественно-музыкальных дарований ребенка; Инициативе ребенка придается первостепенное значение; Вся деятельность руководителя и всего детского коллектива направлена на развитие этой инициативы.
Метод «сочинения сочиненного» Инструментальное музицирование Музыкально- ритмические движения
Метод моделирования художественно-творческого процесса Направлен на повышение активного, деятельного освоения произведения искусства в противовес словесно- информативным методам.
Упражнения на развитие творческого потенциала «танец цветов» «звучащая живопись» «стань поэтом» «проиллюстрируй пьесу» «пантомима»«ты композитор»
Творчество проявляется у детей в стремлении меньше созерцать, а охотнее самим участвовать и вносить свое.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература 1.Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, с. 3. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. шк., с. 4.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию". М., Учпедгиз, с. 5. Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк. - К.: Муз. Укр., с. 6.Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, с. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, с. 10.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, с. 11.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, с. 12.Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка Вып Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М.: Просвещение, с.