( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Рабочая программа - локальный ( созданный для данного ОУ ) и индивидуальный, ( разработанный учителем собственный проект педагогической деятельности ), документ, определяющий пути реализации им целей ФГОС с учетом индивидуальных типологических особенностей и потребностей учащихся данного класса.
Сегодня одним из важнейших документов, регламентирующих деятельность современного учителя, является его собственная авторская рабочая программа по преподаваемому предмету. Суть авторской рабочей программы в том, что именно она описывает все то, что описано в общеобразовательной программе, но с учетом конкретного класса.
Составление рабочей программы - это весьма трудоемкий процесс, так как нужно спланировать деятельность учителя на целый год в разрезе конкретного класса. Порой, очень трудно сформулировать свой план в привязке с государственными стандартами, особенно начинающему учителю.
Содержание рабочей программы корректируется педагогом « под класс » каждый год. Главное назначение рабочей учебной программы педагога - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету.
- дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении конкретного предмета ; - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей региона, основной образовательной программы, реализуемой в ОУ, и контингента обучающихся.
1. Титульный лист : Наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом Название курса для изучения, которого написана программа Ф. И. О. учителя Гриф утверждения программы ( с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения ) Год составления программы.
на основе какой конкретной программы ( примерной, авторской ) разработана программа ; цели и задачи обучения ; общая характеристика учебного предмета ; место предмета в учебном плане ОУ ; особенности преподавания учебного предмета в данном классе ; используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников на уч. г. количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
включает описание ценностных установок, воспитание которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета. Это является условием реализации в урочной деятельности междисциплинарной программы « Духовно - нравственное развитие, воспитание обучающихся ».
требования к результатам освоения ООП ( ФГОС НОО ) планируемые результаты освоения ООП ( Примерная ООП НОО с.33) планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ( Планируемые результаты НОО с.14) и планируемые результаты освоения учебных программ по предметам ( Планируемые результаты НОО с.22)
наименование раздела, темы количество часов на каждый раздел
Указывается тема урока, тип урока, количество часов, планируемые результаты ( УУД ) и предполагаемые виды деятельности учеников.
- обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом, системой оценки результатов освоения основной образовательной программы и являться основой для ее разработки ; - являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно - методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов
определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка ; определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета ; выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
сформированные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса ; - общую характеристику учебного предмета, курса ; - описание места учебного предмета, курса в учебном плане ; - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ; - содержание учебного предмета, курса ; - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; - описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
При разработке рабочих вариантов учебных программ следует обратить внимание на письмо Минобрнауки РФ от « О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ».
- программы разработаны в соответствии с заданной ФГОС структурой, с учетом авторских программ и примерных программ по предметам ; - пояснительные записки учебных программ конкретизируют общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса на каждой ступени обучения ; - общая характеристика каждого учебного предмета, его ценностные ориентиры определяются в соответствии с концептуальными и теоретическими положениями используемого УМК
- - описание места учебного предмета в учебном плане осуществляется на основе примерного учебного плана, предлагаемого для конкретного УМК ; - содержание учебного предмета и тематическое планирование взаимосвязаны с основными видами учебной деятельности обучающихся, определенными ФГОС и примерными программами по учебным предметам ; - в соответствии с ООП, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета ; - материально - техническое обеспечение образовательного процесса адекватно целям и задачам, заявленным в учебных программах.