«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Актуальность «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития» Президент Российской Федерации Д.Медведев Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года
Цели образования : общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как « умение учиться ». Компетенция – это « знание в действии ». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком выделяют такие виды компетенции как личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная.
Задачи образования Формирование совокупности « универсальных учебных действий », обеспечивающих « умение учиться »
Универсальные учебные действия В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; В более узком - как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают : Функции универсальных учебных действий включают : - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Основные виды универсальных учебных действий личностный; регулятивный ; познавательный; коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия Три вида действий : самоопределение ; смыслообразование ; оценивание
Регулятивные учебные действия целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
Познавательные универсальные учебные действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия Виды : планирование учебного сотрудничества ; постановка вопросов ; разрешение конфликтов ; управление поведением партнера ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владение монологической и диалогической формами
Критерии оценки сформированности УУД у учащихся соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям ; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД; определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств УД (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Педагогическая задача : Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить ?Ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения
Спасибо за внимание !