Трудности в организации познавательной деятельности младших школьников. Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев.
Требования к формированию внутренней мотивации в учебном процессе: 1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. 2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности. 3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. 4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. 5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. 6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. 7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы. 8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. 9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.
Тренинг развитие творческих и познавательных способностей педагога. Задачи: осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; создание в группе атмосферы психологического комфорта.
Принципы работы в группе. Принцип активности участников. Принцип творческой позиции: есть проблема – есть решение. Принцип партнёрского общения. Принцип максимальной открытости.
Правила работы в группе: умение слушать друг друга - говорите по существу проявляйте уважение каждый говорит за себя, от своего имени.
Символьный тест: Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
«Процедура творческого определения значения.» Значение слова - это те ассоциации, которые конкретная личность с ними связывает. - Что слово "творчество" означает или подразумевает. - С чем связано слово "творчество"? - С чем не связано слово "творчество"? - Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни и в профессиональной деятельности?
Упражнение на учение образному видению слова. Мимикой и пантомимикой передать смысл слова "грусть", "мужество", "солнце", "свежий воздух", радость.
"Рассказ из слов." Все по очереди произносят по одному слову и нужно, чтобы слова образовывали предложения так, чтобы мы могли составить небольшой рассказ. При этом слова мы говорим без обдумывания. Каждый человек добавляет только одно слово, подходящее по смыслу.
"Пространственные объекты." Необходимо создать в воображении объекты из пустого пространства и исследовать их.
"Открытка коллеге." УМ, ДОБРОТА, КРАСОТА, ЗДОРОВЬЕ. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.
"Если бы я был..., то..." (рефлексивная технология) Участникам предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу "Если бы я был..., то..." Каждый предлагает свой ответ.
Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного «самого главного» приема. Радуга из одного цвета - нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок- как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!