Приемы создания ситуации познавательного конфликта на уроке литературы Учитель русского языка и литературы Кузьминых Татьяна Николаевна Зональная научно-практическая конференция «Новый урок и педагогический профессионализм учителя» МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» Секция: «От мотивации учащихся к качеству обучения»
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность на уроке: повышает мотивацию к обучению; учит самостоятельно добывать знания; применять знания в новой учебной ситуации; развивает творческие способности; повышает самооценку.
Основные этапы урока-исследования Проблематизация- постановка основной целеполагающей проблемы, формулировка проблемного вопроса. Работа в группах по исследованию дополнительного материала и художественного текста. Сообщение результатов работы в группе. Беседа на углубление понимания текста. Фронтальная деятельность. Концептуальное осмысление, преодоление основного затруднения. Рефлексия.
Проблемная ситуация – это явно или смутно осознанное затруднение, преодоление которого требует новых знаний, новых способов действий.
Приёмы создания ситуации познавательного конфликта (проблемной ситуации) Актуализация личного жизненного опыта школьников, расхождения в оценке поступков персонажа, опора на эмоциональный отклик. Приём кажущегося несоответствия. Сопоставление читательских интерпретаций. Сопоставление двух взаимоисключающих суждений критиков.
Концептуальное осмысление В результате преодоления затруднения происходит обогащение первоначального представления о литературном явлении.
Исследовательская деятельность на уроке повышает интерес к предмету и к учебному труду.