Исследование стратегий склонения имён существительных в немецком языке H.А. Стыценкова, учитель немецкого языка ГОУ СОШ 1929
ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ какие существительные относятся к сильному типу склонения, какие - к слабому, а какие - к женскому; как изменяется артикль по падежам; где меняется окончание и меняется ли.
ЦЕЛЬ ОЭР : выявление и анализ познавательных стратегий при усвоении грамматической темы « Склонение имён существительных в немецком языке » и разработка микротехнологий их формирования. Задача: выявить познавательную стратегию учащихся по усвоению данного грамматического материала.
Тема « Склонение существительных » Тема « Склонение существительных » Способы выполнения задания : Внимательно прослушать объяснения учителя о правилах склонения существительных по падежам. Выучить эти правила. Выполнить на карточках задания, предложенные учителем.
Вопросник. Т1 Что тебя мотивирует на работу? Представляешь ли ты результат данной работы? О Опиши, с чего ты начал выполнять задание? Какова последовательность действий? Что ты делаешь во- первых, во-вторых, в-третьих и т.д.? Ты что-нибудь писал? Представлял? Проговаривал? Вспоминал? Т2 Как ты понимаешь, что тебе удаётся справиться с заданием? Какие действия тебе кажутся наиболее важными? Тебе что-нибудь помогало? Мешало? Что ты делал, если что-то не получалось? Е Как ты завершил работу? Как понял, что достиг цели? Какой последний шаг ты сделал?
Фрагмент урока Фрагмент урока Предъявление грамматической темы « Склонение имён существительных ». На доске таблицы « Сильное склонение существительных », « Слабое склонение существительных », « Женское склонение существительных ».
Познавательная стратегия 1. Читаю слова. Вспоминаю правила. Сравниваю с русским языком. Вспоминаю, что в русском языке существительные м.р. относятся ко II склонению, а в немецком к сильному. Выделяю сначала существительные сильного склонения. То же самое делаю с существительными женского рода (по аналогии с р.я.) Выделяю существительные слабого склонения, подсматривая в записи. Стараюсь усвоить, что существительные слабого склонения- одушевлённые, м.рода. Записываю слова в три столбика. Закрываю глаза, представляю себе таблицу склонения существительных. Проговариваю, вспоминая правила. Записываю, склоняя существительные. Проверяю. Есть ошибка в родительном падеже. Исправляю. Завершаю работу, уверенный в том, что всё правильно.
Познавательная стратегия 2. Поставила перед собой цель- выучить правила по склонению существительных. Внимательно просмотрела задание. Несколько раз перечитала все слова, рассуждая, к какому склонению они относятся. Посмотрела на окончания, сравнила с русским языком. Затем записала их в три столбика, распределяя по типу склонения. Стала склонять, записывая в тетрадь. Не всё получилось правильно. Повторила правила. Закрыла книгу, просклонял снова. Проверила себя по учебнику. Всё правильно.
Познавательная стратегия 3. Начала работу с того, что внимательно прочитала список существительных. Стала отмечать слова по типам склонения. Вспомнила правила. Написала. При проверке обнаружила, что ошиблась в классификации по типам склонения. Повторила правила. Исправила ошибки. Стала склонять существительные. Сравнила с русским языком, отмечая то, что в немецком языке всего четыре падежа. Вспомнила, что в немецком языке окончания меняются только в род. падеже при сильном склонении. Просклоняла, записывая правильно артикли. Стала склонять существительные слабого склонения. Вспомнила, что у существительных везде окончание –en, кроме им. падежа.
Памятка по освоению темы « Склонение имён существительных ». Памятка по освоению темы « Склонение имён существительных ». Внимательно прочитай задание. Мысленно выяви необходимые шаги действия. После этого приступай к действию. Прочитай правила по данной теме. Помни, что запоминанию способствуют схемы и таблицы. Систематизируй существительные по типам склонения. Не забывай находить схожесть и отличие с русским языком. Просклоняй существительные по сильному типу, проговаривая артикли во всех падежах. Не забудь про изменение окончания в родительном падеже. Просклоняй существительные по женскому склонению, помня, что к этому склонению относятся все существительные женского рода. Просклоняй существительные по слабому типу склонения, обрати внимание на изменения окончаний и артиклей.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЭР повышение результативности обучения ; формирование общеучебных умений ; развитие умения анализировать учебную деятельность ( рефлексия ), умения самостоятельно работать ; рост интереса к предмету.
ЭФФЕКТИНОСТЬ ОЭР экспериментальный класс контрольный класс