Проблема Дети являются не только носителями и знатоками детского фольклора, но и активными создателями его многочисленных жанров.
Объект исследования: детский фольклор Предмет исследования: детские народные песенки, стишки, дразнилки, сказки в стихах, потеш- ки, небылицы, считалки.
Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя", часть народной культуры, её живая тра- диция. Детский фольклор распространен повсеместно и представлен разнообраз- ными жанрами: считалки дразнилки заклички сказки страшилки загадки
Считалки – детские формы жеребьёвки. Например: "Аты-баты, шли солдаты, аты-баты - на базар...", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?..", "Вышел месяц из тумана..."
Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты Именные - для мальчиков и девочек типа "Андрей -воробей, не гоняй голубей... " Высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность. Например, "Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест" или "Плакса- вакса- гуталин, на носу горячий блин!" Благодаря дразнилкам детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов.
Страшилки – малые стихотворные фор- мы общения и игрового взаимодействия - "пугалки",которые сначала насторажи- вают и пугают, а затем вызывают смех: для самых маленьких «Идёт коза рогатая за малыми ребятами, кто кашу не ест – забодает»; для дошкольников «В одном чёрном- чёрном лесу…»
Один из самых редких и древних жанров детского фольклора – сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счёту. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки...), а потом появился новый способ счёта - нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и появляются сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми и сопровождался процесс нанесения зарубок или "сечек" - отсюда и название
Суть игры такова: кто-то из детей бросает другим вызов - не считая, высечь опреде- лённое количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает читать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Например, для 15 "сечек" может декламироваться такой стих: СекУ - секУ - сЕч-кУ нА пустОм местЕч-кЕ, чЕсть - пЕре-чЕсть - пЯт-нАд-цАть - Есть!
Детский фольклор - часть народной куль- туры, её живая традиция. Дети – не только носители и знатоки детского фольклора. Они же и его активные создатели. Например, с середины 70-х годов XX века получили распространение, умножились садистские стишки, этот черный юмор культуры детей. Например: Маленький мальчик гранату нашёл. Больше он в школу никогда не пришёл.
ВЫВОД Дети растут быстро. Взрослея, забы- вают детский фольклор так, как будто его никогда и не было в их жизни. А жанры, тексты детского фольклора, игры, шалос- ти живут долго, иногда - очень долго. Прочность традиции тем более удивитель- на, что дети единственные в современном обществе передают свою культуру старин- ным способом - из уст в уста, делай, как я.