Проблемное обучение физике в средней школе Рябихина Вера Дмитриевна Учитель физики МБОУ Черемушкинская СОШ 2011
Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании. Под учебной проблемой понимают задачу (вопрос, задание), решение которой нельзя получить по готовому образцу.
Способы создания проблемной ситуации: 1.Ситуация неожиданности; 2.Ситуация конфликта; 3.Ситуация предположения; 4.Ситуация опровержения; 5.Ситуация несоответствия; 6.Ситуация неопределенности.
Процесс решения учебных проблем: 1 этап – постановка проблемы; 2 этап – выдвижение гипотезы; 3 этап – проверка гипотезы: а) теоретическое обоснование гипотезы, б) экспериментальное обоснование гипотезы.
Проблемное обучение при объяснении нового материала: Проблемное изложение Поисковая беседа
Проблемное изучение физических явлений: 1.Наблюдение явления; 2.Выявление характерных особенностей явления; 3.Установление связей данного явления с другими, ранее изученными явлениями и объяснение причины его возникновения; 4.Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление; 5.Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению; 6.Практическое применение.
Проблемное изучение физических законов: Законы устанавливаемые экспериментально Законы устанавливаемые теоретически
Проблемный эксперимент учащихся Элементы: Нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы; Составление плана исследования; Выполнение работы; Обработка полученных результатов; Формулировка вывода.
Типы проблемных заданий, используемых при закреплении и повторении материала Задания, цель которых – закрепление только что изученного вопроса темы Обобщающие задания
Проблемное обучение при решении физических задач. Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач – проблем, создание ключевых учебных ситуаций
Проблемное обучение при выполнении домашних заданий. Типы: 1.Исследовательские домашние задания; 2.Экспериментально – исследовательские задания с теоретическим обоснованием; 3.Конструкторские задания; 4.Рационализаторские задания; 5.Задания, в которых требуется обнаружить и устранить физическую ошибку; 6.Задания на проектирование физических опытов; 7.Задания на отыскание физических способов решения практических задач.
Результаты моей работы: Ученики 11 – 9 классов выбирают физику для сдачи на ЕГЭ и ГИА и успешно сдают. 100%-ое выполнение контрольной работы учащимися 9 и 11 классов при проверке роспотребнадзором. Участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах, посвященных 50-летию полета в космос, «От тернии к звездам», «Зубренок». Участие в районных и школьных олимпиадах и конкурсах. Участие в конференциях: «Знаете каким он парнем был», «Атомная энергетика «за» и «против». Открытые уроки для коллег школы