1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: итоги дискуссии в профессиональном сообществе Москва, март 2009
2 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова 5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе
3 Разработка инициативы. Участники 1. Ведомства: -Миздравсоцразвития России -Минэкономразвития России -Минфин России 2. Регионы – участники комплексных проектов модернизации образования 3. Инновационные школы и экспертные сообщества
4 Все на сайте
5 Почему – общее образование? Современный уровень жизни, благосостояние каждого Инновационное развитие экономики и социальной сферы Глобальная конкуренция, динамичная смена технологий, индивидуализация потребностей Человеческий капитал: инициативность, творчество, готовность к переобучению, профессиональная мобильность Школа – решающий фактор индивидуального успеха и развития страны Обстоятельства: - Не знаем точно потребность - Обеспечивает занятость в условиях кризиса (учителя в сельских территориях)
6 1. Обновление образовательных стандартов Требования к результатам умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку структуре вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» условиям механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов
7 1. Обновление образовательных стандартов & Возможность раскрыть свои способности Выбор из широкого меню«Разносторонняя» программа для всех & Обновление содержания образования Обсуждения содержания учителями – победителями ПНПО Разработка примерных программ с участием академий & Оценка выполнения требований к результатам Объективные статистические исследования качества и добровольное индивидуальное оценивание Обязательный ЕГЭ после 4 и 9 классов
8 2. Система поддержки талантливых детей Культивирование талантов из общей школьной среды & Широкая самопрезентация & Конкурсы & Дополнительное образование & Крупные современные образовательно-творческие центры (базовые профильные школы, лагеря) Эксклюзивное сопровождение & Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов & Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений & Слеты одаренных детей & Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
9 2. Система поддержки талантливых детей Культивирование талантов из всей школьной среды & конкурсы и олимпиады & дополнительное образование & творческие мероприятия & исследования, проекты Эксклюзивное сопровождение & интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов & банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений & слеты одаренных детей & очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР портфолио
10 3. Развитие учительского потенциала – часть 1 Совершенствование оплаты труда Социальные льготы & Пенсии & Подъемные & Жилье Стимулирующа я часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Базовая часть Обновлени е профессио -нального стандарта и сильная зависимос ть зарплаты от результато в аттестации
11 3. Развитие учительского потенциала – часть 2 & Внимательное, уважительное отношение к детям и родителям (Защита прав) & Обновление системы повышения квалификации учителей (ПК) Принятие нового профстандарта Создание кодекса профессиональной педагогической этики саморегулируемыми организациями Новые программы ПК и государственные требования к ним, предмет совместного ведения федерации и регионов Персональные бюджетные сертификаты, модульно-накопительная система, насыщенный рынок услуг ПК (в т.ч. стажировки в школах – победителях ПНПО) & Обновление педобразования & Углубление практики («педагогическая интернатура») & Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы Б пед М нау Б нау М пед
12 4. Российская школа не должна быть «ветхой»… & Новые принципы работы школ & Современные требования к учебному оборудованию Организация и управление Формулирование сообществом инновационных школ, саморегулируемыми организациями Дидактика и аксиология Формирование академиками Перечень предметов Перечень функций & Современная инфраструктура (медпункты, столовые, спортзалы, а также лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы) & Новый порядок проектирования, строительства, формирования материально-технической базы школ Установление требований и помощь регионам, семинары для директоров Установление требований и контроль за регионами Средства из бизнеса в школы Средства губернаторов на показательные проекты
13 4. Современная школьная инфраструктура Обновление норм проектирования и строительства школ, современый школьный дизайн Обновление СанПиНов Безопасность и комфорт, школа ступеней Эффективное школьное хозяйство финансовая самостоятельность аутсорсинг Партнерство в социальной сфере интерактивные выставки эксплуаториумы совместные проекты
14 5. Здоровье школьников & Разгрузка & Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Создание стимулов для здорового образа жизни & Портфолио & Индивидуальные образовательные программы & Тьюторы Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем & Карта здоровья & Контроль за питанием («школьное молоко») & Диспансеризация Вместо части уроков Внутри уроков
15 Задачи на сегодня 1. Обозначение границ образовательных и не- образовательных разработок (Год Учителя и Базисный учебный план, ННШ и ФГОС) 2. Кризис управления. Создание механизмов управления, максимально опирающихся на лучшее выявление проблематики (