Агрессивность мальчиков и девочек Бочарова Ольга Николаевна, педагог-психолог МОУ «Гимназия 5» 23 ноября 2011 г. Семинар-практикум «Основы гендерной психологии для педагогов»
Причины детской агрессивности Органические: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга. Наследственные: психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка. Социально-бытовые: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях; неоправданно-жестокий родительский контроль; насилие в семье; конфликты между родителями; неприятие ребёнка (безразличие, нетерпимость к факту существования ребёнка). Ситуативные: ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; введение ограничений в поведение ребёнка; переутомление; новизна, увеличивающая тревогу.
Формы проявления агрессии 1.Недеструктивная агрессивность – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. 2.Враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто? Мальчики: "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Девочки: В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни.
Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек Мальчики Плохо контролируют свою агрессию. Агрессия носит них более генерализованный характер. Агрессия щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Девочки Раньше обучаются контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится избирательной, бьющей точно в цель. Четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.
Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.
Задачи работы с агрессивными детьми: 1)развитие умения понимать состояние другого человека; 2)развитие умения выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме; 3)обучение ауторелаксации; 4)обучение способам снятия напряжения; 5)развитие навыков общения; 6)формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Способы снижения агрессивности 1.Психодрама – использование в работе кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для ребёнка ситуации, предлагая ему со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. 2.Логотерапия – предполагает разговор с ребёнком, направленный на словесное описание его эмоциональных переживаний. 3.Арттерапия – могут применятся прикладные виды искусства(рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.) 4.Музыкотерапия – прослушивание музыки….. 5.Игротерапия – это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д. Игра – это естественная обстановка для самовыражения ребёнка.
в разработке Список использованной литературы