Теорема о трех перпендикулярах Открытый урок по математике 1 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теорема о трех перпендикулярах. Цель урока: Изучить теорему «О трех перпендикулярах». Научиться применять её при решении задач.
Advertisements

Перпендикуляр и наклонные к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Открытый урок по дисциплине «Математика» Специальность «Организация перевозок.
Определения Перпендикуляром, опущенным из данной точки на данную прямую, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на.
Треугольники Треугольник называется остроугольным если у него все углы острые (рис. 1). Треугольник называется прямоугольным если у него есть прямой угол.
С В наклоннаянаклонная проекцяпроекця m перпендикулярперпендикуляр Сенникова Н. В. учитель математики Учебник Л. С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11» А.
Перпендикуляр и наклонные. Урок геометрии в 10 классе 1. Математический диктант. 2.Решение задач.
Теорема Если прямая, проведённая к плоскости через основание наклонной, перпендикулярна её проекции, то она перпендикулярна и наклонной. β Дано: с АВ.
Теорема о трёх перпендикулярах Решение задач Самостоятельная работа.
ОБЪЕМ ПИРАМИДЫ Теорема. Объем пирамиды равен одной третьей произведения площади ее основания на высоту. Доказательство. Рассмотрим случай треугольной пирамиды.
В треугольнике АСВ угол С- прямой. Прямая DВ перпендикулярна плоскости АВС. Провести из точки D перпендикуляр к прямой АС. С А В D.
Теорема о трех перпендикулярах Нас мало. Нас может быть трое… Б. Пастернак. Из цикла «Я их мог позабыть»
Решение задач Самостоятельная работа. А В С М О Точка М одинаково удалена от всех вершин правильного треугольника со стороной 5 3 см и удалена.
1. Все три точки совпадают.. А В. С. А = В = С. 2. Две из трех точек совпадают. А В С... А = В; С. 3. Все три точки различны и а) лежат на одной прямой,б)
Расстояние от точки до прямой – длина перпендикуляра Н а М А.
Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» МОУ СОШ 1 г. Кировграда Учитель математики Уткова Татьяна Владимировна.
С В наклоннаянаклонная проекцяпроекця m перпендикулярперпендикуляр Центр образования « Школа здоровья» 1099 « Ярославский». Сенникова Н. В. учитель математики.
1 Треугольник, периметр которого равен 24 см, делится высотой на два треугольника, периметры которых равны 12 см и 20 см. Найти высоту треугольника.
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости. Теорема.
Урок 4 Математический диктант 1.Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве? 2.Назовите основные фигуры в пространстве. 3.Сформулируйте.
Презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме: Презентация Перпендикуляр и наклонная, 10 класс
Транксрипт:

Теорема о трех перпендикулярах Открытый урок по математике 1 курс

Цель урока: Облегчить учащимся понимание содержания теоремы. Пробудить в них интерес к исследовательской работе. Вызвать их на размышления

Математический диктант Задание: Перечислите и запишите в тетради названия элементов (отрезков) чертежа, если АВ Задание: Перечислите и запишите в тетради названия элементов (отрезков) чертежа, если АВ В С А

Ответ: АВ – перпендикуляр ВС – наклонная АС – проекция наклонной

Дополнительные вопросы: Какой формулой связанны между собой перечисленные отрезки? Какой формулой связанны между собой перечисленные отрезки? Чему равно ВС, если АВ = 3 см, АС = 4 см.? Чему равно ВС, если АВ = 3 см, АС = 4 см.?

Постановка проблемы Через конец А отрезка АВ длины b, проведена плоскость, перпендикулярная отрезку. И в этой же плоскости проведена прямая с. Найти расстояние от точки В до прямой, если расстояние от точки А до прямой с равно а. Через конец А отрезка АВ длины b, проведена плоскость, перпендикулярная отрезку. И в этой же плоскости проведена прямая с. Найти расстояние от точки В до прямой, если расстояние от точки А до прямой с равно а.

Дан отрезок АВ = в, он перпендикулярен плоскости: А В b

В плоскости проводится прямая, назовем ее СD : В А D С По условию задачи известно расстояние от точки А до прямой СD, оно равно а.

Расстояние от точки до прямой, есть перпендикуляр, проведенный из этой точки на прямую! А D C

Теперь нужно выяснить, сколько перпендикуляров на чертеже и чему равно АА 1 ? В А D С b а A1A1

Куда пойдет перпендикуляр из точки В ? Где будет находиться его основание на прямой CD ? В А D С А1А1

Первое доказательство

А В А1А1 с С Дано: ;,АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ. Доказать: АС Доказательство. 1.Проведем СА1 2.СА1||АВ по теореме.(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны). 3.Проведем через АВ и СА1 плоскость β. 4.с СА, с ВС (по Теореме: «Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости».),с β, значит с АС. Ч.Т.Д.

Второе доказательство

B с D С Дано: ;АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ. Доказать: АС. Доказательство. 1) СD ·CA = CD ·(CB+BA)=CD ·CB+CD ·BA 2) По условию CD CB. Значит,CD ·CB=0; CD BA, значит СD ·BA=0. Таким образом получаем: CD·CA=0,CD CA, c AC. Ч.Т.Д. A

Третье доказательство

A B D C E c Дано: ; АС-наклонная, ВС-проекция. ВС, АВ. Доказать: АС. Доказательство. 1) Достроим рисунок так, что => Значит, (как наклонные, имеющие равные проекции). 3) - равнобедренный и, - медиана и высота. Ч. т. д.

Продолжим решение предложенной в начале урока задачи

В D А A1A1 b a c Дано:, Найти: Расстояние от точки В до прямой CD Решение. 1) Расстояние от точки до прямой является 2)По теореме «О трех перпендикулярах». - проекция наклонной ВА 1. Ответ: Расстояние от точки В до прямой CD равно перпендикуляр Из,По теореме Пифагора:

Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах

Задача: В правильной треугольной пирамиде боковые грани наклонены под углом под углом α. Изобразить этот угол (см. рисунок). В правильной треугольной пирамиде боковые грани наклонены под углом под углом α. Изобразить этот угол (см. рисунок). A O B K C D

Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам 1. ABCD – квадрат BE ABCD A b a C B D E

Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам 2. ABCD – квадрат BE ABCD A b a C B D E

Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам 3. ABCD – POMB AE ABCD A D E C b B a O

Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам 4. ABCD – POMB BE ABCD A D E C b B a O

Самостоятельная работа А) АВ- перпендикуляр к плоскости, АС- наклонная, ВС- ее проекция на плоскость, СД- прямая на плоскости, перпендикулярная прямой ВС. Почему угол АСД-прямой? А) АВ- перпендикуляр к плоскости, АС- наклонная, ВС- ее проекция на плоскость, СД- прямая на плоскости, перпендикулярная прямой ВС. Почему угол АСД-прямой? В) Угол С треугольника АВС- прямой. АД- перпендикуляр к плоскости Δ АВС. Докажите, что Δ ВСД- прямоугольный. В) Угол С треугольника АВС- прямой. АД- перпендикуляр к плоскости Δ АВС. Докажите, что Δ ВСД- прямоугольный. С) Из вершины А прямоугольного Δ АВС ( угол В - прямой) к плоскости Δ АВС проведен перпендикуляр АК. Докажите, что прямые КВ и ВС взаимно перпендикулярны. С) Из вершины А прямоугольного Δ АВС ( угол В - прямой) к плоскости Δ АВС проведен перпендикуляр АК. Докажите, что прямые КВ и ВС взаимно перпендикулярны.

Домашнее задание Выучить наизусть любое из предложенных доказательств. Выучить наизусть любое из предложенных доказательств. Решить две задачи из учебника. Решить две задачи из учебника.

Подведение итогов урока.