Тема «Механические колебания и волны» Творческая работа учащихся 11-а класса МОУ СОШ 12 Щелковского муниципального района Буряк Елизаветы, Черкасова Леонида 30 октября 2008 г.
Цель - раскрыть физическую сущность явления и значение для жизнедеятельности человека. Ключевые вопросы: Следствием каких свойств звуковой волны является эхо? Какое значение имеет эхо для человека? Источники: Заготовки содержания и рисунков из папки «Звук» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев «Физика», М., Просвещение, 2007
Эхо – отраженная волна. «Эхо » Я чаю, эхо, ты мне в роще отвечаешь. – Чаешь! Конечно, ты вело меня с полей сюда. – Да! Мне долго говорить с тобою невозможно. – Можно! Нет, нет! Пойду искать овечку я к ручью. – Чью? Е. Урусова Односложное эхо («да», «чью») мы слышим сразу после окончания фраз («сюда», «ручью»). Все предыдущие слоги в отраженном слове накладываются на незаконченную фразу и сливаются с ней. Длительность односложного слова 0,3 с. За это время звук проходит расстояние до преграды и обратно Чтобы услышать двусложное эхо («чаешь», «можно») расстояние до преграды должно быть вдвое больше – 99 м. Стоя на одном месте на расстоянии 50м от преграды получить отражение одного и двух слогов нельзя. Отбегать и приближаться к преграде – не получится. Можно только поворачиваться вокруг себя и получать эхо от разноудаленных преград.
«Кому на Руси жить хорошо» Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять - погуливать, Пошло кричать – покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков. -Царю! – направо слышится, Налево отзывается: -Попу! Попу! Попу! -Весь лес переполошился, -С летающими птицами, -Зверями быстроногими И гадами ползучими, - И стон, и рев, и гул! Мычит корова глупая, Пищат галчата малые, Кричат ребята малые, А эхо - вторит всем. Ему одна заботушка – Честных людей подзадоривать, Пугать ребят и баб! Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела – а живет оно, Без языка – кричит!... Н. А. Некрасов