Задачи урока: 1.Повторить ранее изученное по теме: духовная жизнь: достижения и потери. 2. Вспомнить исторические даты, термины и понятия, персоналии и личности. 3. Изучить новую, вышеназванную тему.
Ц ели урока: 1.П омочь учащимся раскрыть сложный период в истории XX века становления экономической модели сталинизма. 2.Р азвивать у учеников метод самостоятельного анализа исторического периода начала XX века. 3.В оспитать у учащихся чувство уважения и любви Истории Отечества.
1.Закрепить раннее изученный материал. 2.Работа над новым материалом, по предусмотренному учебному плану. 3.Закрепление новой темы урока. 4.Выводы учителя. Итоги урока. 5.Задание на дом.
Хлебозаготовительный кризис. Этот кризис был вызван: 1.Из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно у крестьян. 2.Низкими государственными ценами на зерно. 3.Из-за неурожая в ряде районов страны. Осенью 1927 года в магазинах исчезли масла, сыр, молоко. Начались перебои с хлебом. Нужно было срочно решить правительству возникший вопрос кризиса. Сталин направил в деревни для выколачивания хлеба 30 тыс. членов партии. Сам Сталин направился в Сибирь. Что делать? Решить этот вопрос было возможно двумя способами: 1.Экономическим путём. Закупать зерно у крестьян по рыночным ценам. 2.Силовым методом. Изъять у крестьян хлеб по установленным государством ценам. Сталин пошёл по второму методу. Он распорядился привлечь крестьян, не сдающих хлеб, к уголовной ответственности. Плену ЦК ВКП(б) в 1929 году поддержал Сталинскую программу о создании крупных коллективных сельских хозяйств. Так начинается свёртывание НЭПа.
Начало «великого перелома». Сторонники индивидуального крестьянского хозяйства, в частности в лице Н. И. Бухарина, А.И. Рыкова, которые утверждали, что кризис вызван не экономическими причинами, а сугубо субъективными причинами, проиграли Сталинскому политическому утверждению о том, что сельское хозяйство при социализме может нормально развиваться только при создании крупных коллективных хозяйств. Исторические понятия: коллективные хозяйства, т. е. колхозы. Исторические персоналии: Н. И. Бухарин, А.И. Рыков. Итак, Сталин сумел убедить членов партии о целесообразности создания колхозов. Н. И. Бухарин был выведен из состава Политбюро. А. И. Рыков лишился поста председателя СНК СССР. Исторические персоналии: Н. И. Бухарин, А. И. Рыков.
Проблемы индустриализации в качестве первоочередной задачи развития советской экономики были поставлены в конце 1925г. Основные её цели: - ликвидация технико-экономической отсталости страны; - достижение экономической независимости; - создание мощной оборонной промышленности; - первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, металлургии, машиностроения). Выполнение этих задач тормозилось отсутствием материальных и финансовых средств. Где взять деньги? 1.Естественное развитие экономики. (Это длится на лет). Этот вариант не годится Сталину. 2.Взять кредиты у иностранных государств. (Тоже не годиться сталинскому плану). 3.Выкачать деньги у крестьян. Создать централизованный аппарат управления. Сталин выбрал третий путь индустриализации. Термин: индустриализация – перевод всех отраслей экономики на крупное машинное производство.
Масштабность задач и нехватка средств заставляли усиливать централизованное планирование, жёстко контролировать, распределять ресурсы для выполнения поставленной задачи индустриализации. Советский народ с энтузиазмом взялся за выполнения плана I-ой пятилетки. (1928 – 1932гг.). За это время было построено 1500 крупных предприятий. Среди них Магнитогорский комбинат. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Днепрогэс, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе В годы первой пятилетки в Чувашии крупнейшими стройками стали Козловский домостроительный и Шумерлинский деревообрабатывающий комбинаты. Магнитогорский комбинат. Шумерлинский дубильно-экстрактовый завод «Большевик». Вурнарский фосфоритный завод и ряд других. Дата: ( гг. I-ая пятилетка)
Сталинградский тракторный завод
Коллективизация 7 ноября 1929 года в газете «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о переходе к крупному и передовому коллективному земледелию». В Конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса», Так начинается всеобщая коллективизация сельского хозяйства. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: 1.Создание колхозов. 2.Раскулачивание. Исторические термины: колхоз – коллективные сельские хозяйства. Раскулачивание – процесс уничтожения крупных сельскохозяйственных собственников в деревне. У кулаков отнимали всё имущество, а затем высылали вместе с членами семей за пределы обжитых районов.
«Головокружение от успехов» С конца 1929 г. до середины 1930 г. Было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Их имущества стоимостью более 175 мин. рублей передано колхозам. Под раскулачивания попадали и средняки. В отдельных районов число раскулачивания достигало 15-20%. Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов (двадцатипятытысячники). Коллективизация происходило добровольно-принудительным путём. Крестьянин в колхоз вступал со своим инвентарём, отдавал скот, лошадь и землю. Многие не хотели вступить в колхозы, их объявляли врагами Советской власти. Местные власти силой затаскивали крестьян в колхозы. Безумная гонка в колхозы грозит катастрофой. 2 марта в «Правде» было опубликовано статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение возложил он на местную власть.
Таким образом, к средине 30-ых годов в стране установилась сталинская экономическая модель развития. Суть этой модели состоит в том: 1. Свёртывание НЭПа. 2. Создание командно- административной экономической системы. 3. В сельском хозяйстве уничтожили индивидуальные крестьянские хозяйства и создали крупные коллективные хозяйства.