«Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля»
Древнерусская литература. Возникла в 10 веке с принятием христианства Русью. Авторы – священнослужители, монахи. Особенности языка древнерусской литературы. Образность: «Приеду весной» - «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». «Враги побежали» - «Показали плечи свои».
Особенности языка древнерусской литературы. Любовь к гиперболам: Имя Александра Невского было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Много сравнений: Воины сравнивались с соколами, летящие стрелы - с дождём, враги с свирепыми зверями.
Летопись «Повесть временных лет» 1. Летопись – это рассказ о событиях русской истории, изложенный по годам. Исторические события излагаются в хронологической последовательности. 2. Летописание – первые летописи появились в 11 веке. Однако, рукописные книги с летописями датируются 14 – 15 веками. 3. «Повесть временных лет» - дата создания 1113 год. Это не древнейшая летопись.
Летопись «Повесть временных лет» 4. «Повесть временных лет» - это летописный свод, сборник произведений разных авторов, написанных в разное время. 5. Впервые все исторические данные собрал монах Нестор, его и считают первым автором «ПВЛ». Хотя, по мнению А. А. Шахматова, существуют, как минимум, ещё две редакции повести, составленные разными авторами.
Летопись «Повесть временных лет» 6. Жанры «Повести временных лет» - в данную летопись входят произведения разных жанров («древнерусская энциклопедия»): летописные предания, житийные произведения, произведения ораторского искусства («слова», «похвалы», «поучения»), русская дипломатика – договоры Олега с греками.
Из похвалы князю Ярославу и книгам. 1.Почему в отрывке говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния»? 2.Какова основная мысль прочитанного текста? С какой целью должен был читать книги древнерусский читатель? 3.Найдите в тексте «украшения», которые были характерны для языка произведений древней литературы.
Из «Поучения» Владимира Мономаха. 1.В чём смысл поучений Владимира Мономаха? 2.Какие из этих поучений кажутся вам необходимыми и сегодня? Почему? 3.Попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату, сестре или другу (используйте некоторые слова, например, «приветить», «молвить», «почёт»).
Выводы: 1. Когда была написана «Повесть временных лет»? 2. Кто считается автором «ПВЛ»? 3. Как вы понимаете слова, что «ПВЛ» - это а) летописный свод; б) многожанровое произведение. 4. С какими произведениями из «ПВЛ» вы познакомились сегодня? 6. К каким жанрам они относятся? 7. Какой совет из «Поучения…» вам пригодится в жизни? 8. С какой целью создавалась древнерусская литература?