Сорокина Ольга Анатольевна педагог-психолог детский сад 1 «Журавушка» МОУ «Гимназия 5» 10 ноября 2011 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
мотивационная готовность; интеллектуальная готовность; волевая готовность; коммуникативная готовность. Компоненты психологической готовности к школе: Для определения уровня психологической готовности ребенка к школе используются различные методики
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль ученика
желание узнать новое; уверенность в своих силах; наличие познавательной потребности и умения трудиться; стремление освоить роль школьника; принятие системы требований, предъявляемых школой. Признаки высокой мотивационной готовности
Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением? Примеры вопросов для определения уровня мотивационной готовности
Примеры рисуночных методик исследования уровня мотивационной готовности 1. Рисуночная методика Д.В. Солдатова (фрагмент) 2. Рисуночная методика М.Р.Гинзбурга (фрагмент) внешнийучебныйигровой
наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); концентрация внимания; сформированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); возможность логического и механического запоминания; развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий. Интеллектуальная готовность
Внимание
Память Кот, ель, дом, зима, игла, мост, брат, конь, очки, стул 1. Исследование зрительной памяти (пример) 2. Исследование слуховой памяти (пример)
Мышление
1. Обобщение: - Стол, стул, диван - это... - Синий, красный, голубой - это... - Тарелка, вилка, чайник - это Исключение: - медведь, кот, коза, корова; - собака, лев, тигр, обезьяна; - малина, клубника, огурец, земляника. 3. Аналогии огурец – овощ : гвоздика – (сорняк, роса, садик, цветок, земля) Мышление
Волевая готовность – наличие у ребенка умений: ставить перед собой цель; принимать решение о начале деятельности; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия; оценивать результат своей деятельности; выполнять в течение длительного времени не очень привлекательную работу.
Графические диктанты (пример)
способность ребёнка устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Коммуникативная готовность –
Показатели уровня осведомленности ребёнка, поступающего в первый класс Называет своё полное имя, отчество и фамилию. Определяет свой возраст и дату рождения. Называет свою страну, город. Знает свой домашний адрес. Называет имя, фамилию, отчество родителей, их профессию. Знает времена года, месяцы, дни недели (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Называет 5-6 домашних животных, домашних птиц и их детёнышей. Ознакомлен с миром диких животных и птиц наших лесов, жарких стран. Называет деревья, цветы, овощи, фрукты и ягоды. Называет 5-6 предметов мебели, посуды. Определяет транспорт: наземный, водный, воздушный. Различает одежду, обувь и головные уборы.
Различает и правильно называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал, многоугольник. Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, придумывать рассказ по картинке. Знает и умеет рассказывать сказки, стихи. Хорошо владеет ножницами (режет полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезает предметы по контуру).
Свободно считает от 1 до 15 и обратно, выполняет счетные операции в пределах 10. Ориентируется в пространстве (справа, слева, над, под, внутри, за, впереди). Владеет карандашом: без линейки проводит вертикальные и горизонтальные линии, рисует геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивает и штрихует карандашом, не выходя за контуры предметов. Владеет определениями: ближе – дальше, выше – ниже, больше – меньше, вперед – назад, справа – слева.
Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с другими детьми. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Акцентируйте внимание ребенка на удаче – он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен. Тренируйте память, внимание и мышление ребенка. Помните, что лучший способ их тренировки – игра. Помогайте ребенку обрести чувство уверенности в себе. Рекомендации родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников